?> Кто и сколько накручивает при продаже авиабилетов? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Авиаперевозки > Кто и сколько накручивает при продаже авиабилетов?

Кто и сколько накручивает при продаже авиабилетов?

ТКП и кoнсoлидaтoры oбмeнивaются прeтeнзиями

Интeрeснaя для aвиaпaссaжирoв тeмa всплылa нa фoнe конфликта между Транспорной клиринговой палатой (ТКП) и крупными консолидаторами билетного рынка. Известно, что посредник при продаже перевозки практически всегда взимает с покупателя сервисный сбор, поскольку на агентскую комиссию от авиакомпаний сейчас не проживешь. Но вот величину этого сбора многие скрывают от клиента, зашифровывают ее в маршрутной квитанции. То есть мы с вами порой даже не в курсе, сколько в реальности стоит купленный нами авиабилет, а сколько сверху накрутили продавцы. Как это выяснить?


Кто первый начал

Первой подняла данную тему Транспортная клиринговая палата, когда в июле заблокировала «Портбилет» и заявила, что в этой системе бронирования некорректно оформляются перевозочные документы. В частности, добавляются в маршрутные квитанции дополнительные сборы. В конце августа ТКП прекратила сотрудничество с другим крупным агентом – «Альянс Трэвел». Мотивировка аналогичная.

Обе компании отвергают эти обвинения и заявляют, что соблюдают все нормы и правила. А в адрес ТКП выдвигается встречный вопрос. «Почему она, со своей стороны, завышает провозную плату, вписывая в билет так называемую таксу ZZ? Данная такса не зарегистрирована перевозчиками, составляет 185 рублей с каждого сегмента, и это идёт в доход ТКП», – говорит, в частности, Татьяна Мехед, гендиректор «Альянс Трэвел».

Сегмент – часть авиамаршрута, которая включает в себя один прямой беспосадочный перелет. Соответственно, если вы покупаете билет туда и обратно или же летите куда-то со стыковкой, то это два сегмента, и ТКП в таком случае взимает в свою пользу 370 руб. У BSP – международной клиринговой системы, конкурента ТКП, – подобной практики нет, она зарабатывает другим способом, берет плату с самих авиаперевозчиков. И вообще, таксу ZZ практикует только ТКП, говорят эксперты билетного рынка.

И в чем тут криминал?

Разве компании, участвующие в реализации авиаперевозки, не имеют права взимать с клиентов сборы?

Имеют, если они оказывают пассажирам услуги. Делает ли это Палата, вот в чем вопрос. Эксперты не уверены. 

Вот агент точно может взимать с клиента сервисный сбор, но – отдельно от провозной платы, чтобы потребитель знал, сколько он платит посреднику. То есть все накрутки должны либо оформляться особой квитанцией, либо фигурировать в самой маршрутной квитанции отдельно, после пунктирной линии. А в теле этой квитанции согласно Федеральным авиационным правилам могут значиться только сам тариф на перевозку плюс таксы и сборы от авиакомпании: например, топливный сбор, плата за взлет, приземление и обслуживание самолета, налоги местных правительств, сборы за безопасность, страховые сборы. Вот из этого и складывается итоговый тариф. Плюсовать туда дополнительные Z или Y таксы нельзя.

Но это примерно как в туризме – никто не хочет показывать клиенту, сколько на нем зарабатывает. А поскольку маршрутная квитанция представляет собой документ, который может подделать любой школьник, то на билетном рынке многие действительно этим пользуются. Например, увеличивают тариф или же таксы-сборы на сумму своей накрутки.

Вот именно в этом ТКП и консолидаторы встречно друг друга обвиняют. Холдинг «Випсервис», которому принадлежит «Портбилет», а также «Альянс Трэвел» заявляют, что в их компаниях никогда не вносят изменения в авиационные маршрутные квитанции. «Если же это практикует кто-то из наших субагентов, то мы стараемся такие факты выяснять и сразу прекращаем сотрудничество с таким партнером», – говорит гендиректор «Випсервиса» Дмитрий Горин.

Со своей стороны, ТКП никак не комментирует тему ZZ-таксы. Редакция HotLine.travel еще в начале августа направляла в пресс-службу палаты соответствующий запрос, но ответа до сих пор не получила. Зато этот вопрос активно обсуждают оппоненты палаты. Среди них, в частности, «Трансагентство Внуково», афиллированное с одноименным аэропортом. ТКП недавно отказала этому агенту в аккредитации, в связи с чем он подал на нее в суд. Но это отдельная тема. Что же касается таксы ZZ, гендиректор «Трансагентства Внуково» Евгений Минязев говорит: «Размещение таксы, не зарегистрированной авиакомпанией, в перевозочном документе – это нарушение Гражданского кодекса РФ, Воздушного кодекса РФ, Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки и Общих правил воздушных перевозок пассажиров».

Потребители волнуются

Тем временем конфликт принимает новый оборот. Группа пассажиров направила в Минтранс и Роспотребнадзор запрос о том, законно ли взимать ZZ-таксу за авиабилеты на субсидируемых маршрутах. То есть с льготных категорий граждан. Это уже вопрос социально значимый и может вылиться в масштабное разбирательство на государственном уровне.

Но вернемся к теме накруток на авиабилеты. Допустим, бронируете вы перевозку – как узнать, кто и сколько на этом заработал? Есть специальные поисковые системы, которые по номеру бронирования и фамилии пассажира выдают информацию о стоимости перевозки (тариф + таксы и сборы самих авиакомпаний). Более простой способ – звонок в call-центр авиакомпании. Со временем получить эту информацию можно будет и в онлайне. Например, «Аэрофлот» буквально 12 сентября объявил, что на его сайте пассажирам доступна такая опция, как проверка статуса бронирования с детализаций сведений о стоимости авиабилета. О случаях некорректного оформления маршрутной квитанции нацперевозчик просит ему сообщать – видимо, планирует ввести санкции за «самодеятельность» с документами.

P.S.: По мнению экспертов, в конфликте между ТКП и консолидаторами вопрос о накрутках и оформлении перевозочных документов – всего лишь предлог. Истинные противоречия гораздо глубже. Так, «Альянс Трэвел» заявляет, что цель Транспортной клиринговой палаты – раздробить рынок продаж, манипулировать им, монополизировать его и навязывать перевозчикам свои правила и цены. Впрочем, это уже совсем другая история, которая может послужить темой для новых публикаций. Редакция HotLine.travel подтверждает свою готовность дать слово руководителям ТКП, но они пока хранят молчание.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.