?> Фиговый листок для туроператора: сколько стоит застраховать ответственность? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Фиговый листок для туроператора: сколько стоит застраховать ответственность?

Фиговый листок для туроператора: сколько стоит застраховать ответственность?

137 турoпeрaтoрoв – в пoискax нoвыx фингaрaнтий. Чтo прeдлaгaют стрaxoвщики?

За минувшие три недели 137 турфирм потеряли фиговые листки, как в народе называют фингарантии. Причина – уход с рынка трёх страховых компаний: «Свисс-Гарант» и «Внешэкономстрах» лишены лицензий, «Инвест-Альянс» признана банкротом.

Из оставшихся страховщиков 40 % – в зоне риска. Куда же податься операторам за новым финобеспечением и сколько это может стоить?


Это уже не смешно: многие туроператоры оформляют новые ФИГи по нескольку раз в год, поскольку их гаранты один за другим банкротятся. Чего и следовало ожидать. Ведь ещё в январе Игорь Жук, директор профильного департамента Центробанка, прогнозировал, что к концу 2016 г. в России численность страховых компаний сократится на 40 % (было 367 – станет 200). Похоже на целенаправленную чистку.

Может, где-то есть список той доброй сотни потенциальных «гарантов», которую ЦБ прочит в банкроты?

«Нет, конечно же, нет! – говорит Юлия Алчеева, представитель Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор ERV. – Центробанк не стал бы заведомо дискредитировать компании. Ведь сегодня некто в зоне риска, а завтра принял необходимые меры и продолжил работать».

В поисках выхода из этого клинча туроператоры, оставшиеся без фингарантий, идут за советом в Ростуризм, в общественные организации.

«Мы никаких рекомендаций не даём, – говорит начальник правового отдела Ростуризма Изо Арахамия. – Предлагаем руководителям турфирм обращаться на официальный сайт Банка России, где представлен реестр действующих страховых компаний. Конечно, оформление фингарантий для многих – процесс сложный. Особенно для туроператоров выездного туризма. Участников внутреннего рынка страхуют охотнее, особенно тех, кто много лет в бизнесе».

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин говорит, что его организация старается содействовать туроператорам в поисках фингарантов, рекомендует страховщиков, которых считает надёжными. Но исход переговорного процесса каждый раз непредсказуем, и от страховщиков бывают отказы, и сами туроператоры иной раз признают предложенные ими тарифы завышенными.

Кстати, о тарифах, почём сейчас фингарантии?

Конечно, страховые компании, которые числятся на первых строчках рейтингов надёжности, предлагают самые высокие ставки.

В частности, эксперт «Ингосстраха» Сергей Архангельский сначала назвал в интервью HotLine.travel совершенно запредельные цифры – 5–10 %. Чем вызвал недоумение журналиста. «То есть что же, нужна гарантия на 30 млн – и вы за неё возьмёте 3 миллиона? Это уже заградительные тарифы какие-то получаются…» – «Нет… – сделал поправку г-н Архангельский. – Понимаете, ставки очень разные – кто-то может стоить 1,5 миллиона, кто-то 300 тысяч, всё зависит от показателей деятельности. Хотя я считаю, что 300 тысяч за 3-миллионную ставку – демпинговый тариф».

Юлия Алчеева высказалась о тарифах ERV более конкретно: от 1,5 до 2 %, т. е. 450–600 тысяч руб. за фингарантию на 30 миллионов. Ближе всё-таки к верхней планке, уточнила г-жа Алчеева. И добавила, что каждая заявка от туроператора рассматривается строго индивидуально, в зависимости от показателей деятельности, динамики, опыта сотрудничества. При этом сам страховщик, конечно, заинтересован в значительных объёмах страхования выезжающих за рубеж, а фингарантия как таковая – для него не бизнес, а только «головная боль».

Посмотрим, что же предлагают страховые брокеры – посредники, которые по заказу туроператоров готовы подобрать финансового гаранта. «Минимальный тариф по рынку – 1 % от суммы фингарантии, – сообщил Евгений Васильев, гендиректор «КС Групп». – Топовые компании – из тех, кто занимается этим видом страхования, – берут 1,5–2 %. Когда я начинал заниматься этим видом бизнеса, стоимость фингарантии колебалась в пределах 50–60 тысяч руб., сейчас – от 300 и выше».

Аналогичные ставки нам назвали в брокерской компании Turismo, добавив, что если есть задача получить страховку от брендового гаранта, то это получится только при обороте страхования выезжающих за рубеж как минимум в миллион рублей.

Итак, выбор за туроператорами – приемлемо по цене или надёжно?

«Вопрос действительно очень сложный, – резюмирует Юрий Барзыкин. – Думаю, проблема частично решится в 2017 г., с формированием фонда персональной ответственности туроператоров, который предусмотрен в обновлённом отраслевом законе».

Напомним, с 1 января появится альтернатива фингарантиям – туроператор сможет сделать в свой персональный фонд разовый взнос в размере 7 % от оборота, подлежащий возврату в случае прекращения бизнеса (подробнее – здесь). Это тоже недёшево, и наверняка всплывут свои подводные камни. Но, по крайней мере, фиговые листки перестанут быть необходимым аксессуаром туроператорской деятельности.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.