?> Будут ли реанимировать электронную путевку | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Новости туризма > Будут ли реанимировать электронную путевку

Будут ли реанимировать электронную путевку

При услoвии, чтo ee рaзрaбoтчик пoдaл иск o бaнкрoтствe

Внедрение электронной путевки сейчас напоминает процесс выпуска новой модели машины. Автомобиль собран, но двигатель никак не могут завести, а завод-изготовитель закрылся. Аналогия вполне жизненная при условии, что разработчик информационной системы – компания «Астерос» – подала иск о банкротстве. Означает ли это, что о грандиозных планах по обелению рынка с помощью проекта ЭП стоит забыть?


Фатальный госзаказ?

По данным СМИ, в компании «Астерос» причиной сложившейся ситуации назвали «специфику проектов», а также несвоевременное исполнение платежей со стороны некоторых заказчиков в начале 2018 года. «Удовлетворение требований нескольких кредиторов может привести к невозможности исполнения в полном объеме денежных обязательств перед другими кредиторами», – приводят комментарий «Астероса» РБК.

Под спецификой проектов, как отмечают наблюдатели, имелось в виду то, что бо́льшая их часть – государственные заказы. «Они заключили госконтрактов на 20 млрд рублей. Видимо, что-то не рассчитали с себестоимостью проектов», – предполагает учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

К банкротству «Астероса» привела его собственная модель ведения бизнеса. Этого мнения придерживается Александр Галиновский – гендиректор компании «Мегатек», принимавшей участие совместно с «Аэронавигатором» в создании программного обеспечения ЭП. «Компания жила на госзаказах, причем оплачивала текущие расходы за счет будущих контрактов. По-видимому, у них случился кассовый разрыв, из-за которого «Астерос» не расплатился с субподрядчиком», – комментирует он.

Напомним, выиграв тендер Ростуризма на реализацию проекта «Электронная путевка», компания на этапе первой и второй очередей привлекла субподрядчика – фирму «Аэронавигатор». Однако платить за разработку софта обещанные 65 млн рублей в итоге отказалась, сославшись на наличие в продукте недостатков. Сейчас уже саму фирму «Астерос» обвиняют в серьезных недоделках проекта, который формально завершен и принят заказчиком 1 января 2018 года, но до сих пор не введен в эксплуатацию.

Логично предположить, что если компания подала иск о банкротстве, значит, проблемы у нее начались значительно раньше. «Не думаю, что в такой ситуации команда по проекту отрабатывала качественно техзадания», – считает Александр Галиновский. Поэтому, по его мнению, на сегодняшний день мы имеем «сырой» проект, к которому есть очень серьезные вопросы со стороны туроператорского сообщества.

«Астерос» уйдет, путевка останется

Однако хоронить идею, несмотря на всю неопределенность сложившейся ситуации, не стоит, как бы этого многим не хотелось. По мнению Георгия Мохова, дальнейшая судьба путевки не зависит от банкротства «Астероса». «Работы по информационной системе завершены, а по полугодовой гарантийной доработке, я думаю, разработчики всё успеют сделать, если будут внятные требования», – отмечает эксперт. Если все-таки придется искать нового исполнителя, правовых препятствий при передаче прав на интеллектуальную собственность ему возникнуть не должно, так как продукт, создаваемый в рамках госзаказа, принадлежит государству. Однако не факт, что тот разберется во всех особенностях программы, предупреждают эксперты в области IT.

Наиболее разумным решением им видится вариант, когда сотрудники «Астероса» в той или иной форме продолжили бы деятельность по доработке и обслуживанию ЭП, например, в рамках нового юрлица.

Как отмечают специалисты, пробуксовка внедрения системы связана не столько с техническими недоработками, сколько с нормативно-правовыми нестыковками. По имеющейся у портала TourDom.ru информации от источника, знакомого с ситуацией, на сегодняшний день часть необходимых для запуска системы документов уже утверждена приказами Минкультуры и направлена на госрегистрацию в Минюст, другая часть направлена в правительство. Во вторник, 3 апреля, в Ростуризме пройдет очередное совещание комиссии по электронной путевке. Планируется, что на нем, в частности, обсудят дальнейшие действия по внедрению проекта, по поиску компромисса по ключевым вопросам среди участников процесса.

По мнению экспертов, большинство упреков со стороны турбизнеса к системе связаны с завышенными ожиданиями по возможностям ЭП, которые не были предусмотрены техзаданием. На выходе оказалось, что с помощью информационной системы нельзя заключать договоры в электронном виде, она не заменит бумажный документооборот на электронный, не будут отображаться платежи за турпутевку. К тому же от туроператоров могут потребоваться дополнительные затраты на установку «шлюзов». «Проект находится в тестовом режиме, потому что рынок пытается его бойкотировать и нет волевого решения сверху о введении ЭП в обязательном порядке», – считают наблюдатели.

Опросы

  • актуальные опросы
  • архивные опросы

    Что принесет туристическому рынку внедрение электронной путевки?

    Не знаю, мне всё равно

    Это шанс на обеление рынка и спокойную работу по правилам

    Ничего не изменится – любые ограничения можно обойти

    Только новые проблемы и лишние расходы

  
Результаты опроса

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.