?> Вскроют или нет фонд «Турпомощи» в 365 млн руб. для эвакуации туристов, пострадавших от «ВИМ-Авиа»? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Авиаперевозки > Вскроют или нет фонд «Турпомощи» в 365 млн руб. для эвакуации туристов, пострадавших от «ВИМ-Авиа»?

Вскроют или нет фонд «Турпомощи» в 365 млн руб. для эвакуации туристов, пострадавших от «ВИМ-Авиа»?

Мнeния юристoв рaздeлились

В критичeский для рынкa мoмeнт, кoгдa нaдo эвaкуирoвaть из-зa границы, по меньшей мере, 38 тысяч россиян, улетевших на отдых рейсами «ВИМ-Авиа», оказывается, что ни один из многочисленных инструментов защиты потребителя в отрасли не работает. Туристы обращаются в «Турпомощь» и слышат ответ: «Эта ситуация нас непосредственно не касается. Пожалуйста, звоните в Росавиацию». Имеет ли право ассоциация самоустраниться? И если да, то зачем туроператоры выездного туризма сдавали деньги в ее фонды?


Туроператоры подсчитывают убытки

Чтобы получить представление о размерах убытков, грозящих туроператорам в связи с крахом «ВИМ-Авиа», надо совершить пару арифметических действий. За границей по состоянию на вечер 26 сентября находилось 38 тысяч пассажиров злополучной авиакомпании. Допустим, средняя стоимость билета в один конец – 200 долларов, итого – около 8 млн долларов. Только на эвакуацию. По самым скромным оценкам. Плюсуем сюда расходы на дополнительные ночи в отелях туристам, которых не удалось своевременно вывезти на родину, – у «НТК Интурист», например, таковых в Турции около 3 тысяч человек. А еще у всех заказчиков «ВИМ-Авиа» есть клиенты, которым только предстоит вылететь на отдых, для них тоже надо организовывать и оплачивать альтернативные рейсы.

Серьезный удар по бизнесу. Тем более что туроператорам перевозка в условиях дефицита достается по завышенным ценам – на рынке крайне мало свободной авиатехники (к сожалению, использовать самолеты самой «ВИМ-Авиа» пока не удается – они стоят на бетоне, а туристов вывозить не на чем).

Раньше в подобных ситуациях можно было задействовать фингарантии, но с 1 января 2017 года страховщики платят лишь в случае финансовой несостоятельности туроператора (как это было, например, с Ted Travel).

Рассчитываться с клиентами из фондов персональной ответственности, сформированных под эгидой «Турпомощи», тоже разрешается при условии, если сам туроператор неплатежеспособен и уже прекратил деятельность.

А вот как насчет резервного фонда – бывшего компенсационного?

Защита – посмертно

По данным ассоциации, сейчас в резервном фонде «Турпомощи» 365 млн 124 тыс. руб. Это 6,3 млн долларов – на вывоз всех пассажиров «ВИМ-Авиа» не хватит. Но хотя бы частично можно покрыть колоссальные убытки заказчиков проблемной авиакомпании? С условием последующего возврата, разумеется.

В отрасли нет единого мнения о том, насколько это законно.

«Правовой комитет ассоциации дал исчерпывающие разъяснения по данному вопросу: ситуация с приостановкой деятельности «ВИМ-Авиа» не входит в сферу нашей компетенции», – говорит Александр Осауленко, директор «Турпомощи».

«Резервный фонд, как и фонды персональной ответственности, можно задействовать только в случае финансовой несостоятельности туроператоров, – подтверждает юрист Сергей Топурия. – Если «Турпомощь» сейчас начнет оплачивать эвакуацию пассажиров «ВИМ-Авиа», то ее должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за растрату».

Другие авторитетные юристы оспаривают это мнение, ссылаясь на следующие положения ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции от 02.03.2016 г.).

Ст. 1. «Экстренная помощь – действия по организации перевозки туриста из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) и (или) иные действия (в том числе оплата услуг по размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в части неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению».

Вопрос от редакции: где здесь упоминание о финансовой несостоятельности и прекращении бизнеса туроператора?

Ст. 11.2. «Полномочиями объединения туроператоров в сфере выездного туризма являются: обеспечение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оказания экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в части неоказания туристу услуг по перевозке и (или) размещению полностью или частично».

Ст. 11.5. «Сумма расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу, подлежит взысканию с туроператора в порядке регресса по иску объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма предъявляет регрессное требование к учредителям, участникам туроператора, руководителю туроператора и (или) членам органов управления туроператора в размере расходов, понесенных данным объединением в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу, в случае, если неисполнение таким туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано умышленными противоправными действиями (бездействием) соответственно учредителей, участников туроператора, руководителя туроператора, членов указанных органов управления».

В двух последних абзацах описан законодательный механизм оказания экстренной помощи туристам при живом (!) туроператоре и последующего взыскания с него – туроператора – средств в порядке регресса.

Кто читал закон

Директор «Турпомощи» Александр Осауленко не считает вышеприведенные положения основанием для того, чтобы ассоциация подключилась к эвакуации туристов, улетевших на отдых рейсами «ВИМ-Авиа». А тем, кто ссылается на эти пункты ФЗ № 132, он рекомендует прочитать целиком весь закон и подзаконные акты к нему. «Только один юрист в отрасли это сделал – Юрий Александрович Барзыкин, – утверждает г-н Осауленко. – Многие почему-то представляют себе «Турпомощь» в виде мужичка с кошельком на боку, который бегает по пляжам мира и спрашивает, кому нужны деньги. Но это ведь не так. Мы работаем в правовом поле, существуют регламенты, нормативные акты. Решение о том, чтобы средства резервного фонда были задействованы на оказание экстренной помощи туристам, принимает не директор, а наблюдательный совет ассоциации, это как минимум 14 туроператоров, две общественные организации, госструктуры. Сегодня у нас даже нет оснований для того, чтобы вынести этот вопрос на рассмотрение наблюдательного совета».

Итак, пострадавшие партнеры «ВИМ-Авиа» сейчас не могут воспользоваться ни одним из трех инструментов, изобретенных для обеспечения их профессиональной ответственности перед клиентами. Все эти инструменты для туроператора работают только посмертно. Парадокс. «В других отраслях экономики финансовые резервы служат для того, чтобы не обанкротить компанию, а у нас включаются, когда она уже прекратила деятельность», – говорит Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата».

Получается, долгая и напряженная законотворческая активность, которая развивалась после достопамятного 2014 года, пошла не на пользу отрасли, а во вред. (До реформы 2016 года фингарантии и фонд «Турпомощи», как мы уже отмечали, можно было использовать, не дожидаясь краха туроператоров.) Изобретенный «велосипед» не едет. Давайте уже это публично признаем и обратимся к опыту других стран, где есть работающие механизмы защиты потребителя. 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.