Возможен ли безопасный туризм?
Ситуaция с клиeнтaми «Турoвo» пoкaзaлa риски сaмoстoятeльныx путешественников
Пятница, 24 августа, омрачилась неприятными новостями: проблемы возникли сразу у двух компаний, продававших авиабилеты, – Sindbad и «Турово». Попробуем разобраться, на что могут рассчитывать туристы и какие выводы должны быть сделаны.
Билеты оплачены, но их нет
Случай с «Турово» – самый запущенный. Из-за того что эта компания задолжала болгарской фирме «Ной Травел», консолидировавшей рейсы Bulgaria Air, более 216 тысяч евро, 2 700 клиентов могут остаться без оплаченной авиаперевозки. Авиакомпания Bulgaria Air уже сообщила, что билеты для этих людей не выписаны, договорных отношений с «Турово» нет. Фактически речь шла об оптовой продаже перевозки на чартерных рейсах.
Около половины туристов сейчас находятся в Болгарии и по состоянию на вечер пятницы было неясно, кто оплатит их возвращение на родину: этот вопрос пытались решить с участием Ростуризма и болгарских дипломатов.
Проблема в том, что «Турово», формально являясь туроператором, продавала туристам не турпакеты, а отдельную услугу – авиабилеты. Из-за этого задействовать фонды «Турпомощи» нельзя. Как и фингарантии – для последующей выплаты компенсаций. Если «Турово» и «Ной Травел» не договорятся, туристам, купившим билеты на сайте, придется самим решать свои проблемы. И впоследствии обращаться в суд.
Этот прецедент показывает, насколько не правы те, кто считает, что в самостоятельном путешествии нет никаких рисков. «Самотуристов никто не эвакуирует, если нет большого скандала и митингов в аэропортах и не вмешиваются государственные службы, то пассажиры сами покупают обратные билеты и летят домой», – комментирует учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Фактически одновременно с проблемами «Турово» на рынке появилась новость о приостановке работы крупного билетного агента – компании Sindbad. По неофициальной информации, она задолжала партнерам 10 млн долларов. Однако в этом случае клиенты оказались в более защищенной ситуации: авиакомпании выполнят перед ними обязательства. Скорее всего, туристы даже не заметят, что продавец испытывает проблемы, так как все расчеты шли централизованно, с использованием BSP международной организации IATA, либо через ТКП (Транспортно-клиринговая палата). Эти структуры фактически выступают гарантами выполнения обязательств в цепочке «пассажир – продавец билетов – авиакомпания». Кроме того, по словам экспертов, каждый билетный агент в обязательном порядке имеет финансовые гарантии, которые покрывают от 30 до 100 % объемов продаж.
Напрашивается вывод – если деятельность по продаже турпакетов страхуется в обязательном порядке и подкрепляется фондами «Турпомощи», то логично распространить те же нормы и на продавцов отдельных туруслуг, включая билеты на чартеры. Или же обязать их вести расчеты через единый центр, выступающий гарантом выполнения обязательств всех участников цепочки продаж – как это уже происходит на билетном рынке. Как обезопасить туризм? Участвуйте в опросе.
Опросы
- актуальные опросы
- архивные опросы
Нужно ли вводить фингарантии для компаний, реализующих отдельные туристические услуги (авиабилеты, отели, трансферы, экскурсии и т. д.)?
Да, это и самотуристов защитит, и будет справедливо по отношению к туроператорам, которых государство обложило «оброками»
Фингарантии не работают, это лишняя нагрузка на бизнес
Пусть платят хотя бы взносы в «Турпомощь» с каждого проданного авиабилета или номера в отель
В туризме должен быть создан центр взаиморасчетов – как на билетном рынке. Это решит проблему
Результаты опроса