В Москве и Петербурге в 2017 году лучше всего заполнялись отели выше среднего уровня
В Мoсквe и Пeтeрбургe в 2017 гoду лучшe всeгo зaпoлнялись oтeли выше среднего уровня
В российской столице в 2017 году было занято 74% качественных номеров. Это самый высокий показатель как минимум за последние шесть лет. Все это дало прирост доходности на номер (RevPAR) на 4,5%, до 5,5 тыс. рублей. С точки зрения спроса наблюдалось увеличение на 23% числа туристов, прибывших в Москву (17,5 млн человек в 2016 году и 21,6 млн человек в 2017 году, согласно заявлению мэра города), а пропорция международных и отечественных гостей осталась примерно на том же уровне – 20% и 80% соответственно. Это следует из отчета, представленного компанией JLL.
Лучше всего в Москве загружался верхний предел среднего сегмента отелей – 78,5%. За ним следуют высокий и средний сегменты (75,8% и 75,7% соответственно). «В то же время мы ожидаем, что в 2018 году качественный гостиничный фонд столицы пополнится почти 1,1 тыс. номеров, в основном в высоком сегменте, что может слегка повлиять на загрузку в будущем», – прогнозирует руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.
Меньше всего выросла загрузка московских люкс-отелей. Очевидно, гости предпочитают им более доступные отели верхнего предела высокого сегмента. За последние годы российские туристы стали более чувствительны к цене, а зарубежные предпочитают больше тратить на развлечения, еду или покупки за пределами отеля, а не на проживание.
Количество туристов в Санкт-Петербурге также увеличилось на 25% – до 7,5 млн человек, равномерно распределившись между международным и внутренним потоками. Город следовал тенденциям 2016 года, но при этом средневзвешенный ADR (средняя цена номера) по всем сегментам гостиничного рынка вырос в 2017 году на 11,3%, превысив 6,5 тыс. рублей. Так что в итоге, несмотря на снижение загрузки, доходность на номер выросла на 8,4%, до 4,1 тыс. рублей.
Загрузка петербургских отелей, несмотря на падение из-за оптимизации ценовой политики многими крупными сетевыми отелями, остается высокой. Здесь, как и в Москве, высокий сегмент и верхний предел среднего продолжают лидировать по загрузке, превышая порог 70% (73,5% и 70,3% соответственно). Верхний предел высокого и средний сегменты были загружены примерно на 60%, в то же время показатель люксового сегмента опустился до 56,6%.
При этом, как заметила Татьяна Веллер, все категории отелей Санкт-Петербурга показали рост среднего тарифа. Впервые в истории гостиницы класса люкс в Санкт-Петербурге продавались по более высокой цене, чем в Москве: ADR в Северной столице по итогам года достиг 18,5 тыс. руб., – Помимо этого, сюрпризы случились в высоком и верхнем пределе среднего сегментов: здесь номера продавались практически по московским ценам, так что ADR среднего сегмента составил 3,5 тыс. рублей, что примерно на 350 рублей ниже, чем в Москве».
В обеих столицах продолжает восстанавливаться долларовая стоимость размещения. «Показатель среднего тарифа за номер еще не достиг значения 2014 года – последнего периода относительной стабильности национальной валюты, однако это может случиться в 2018 году. Это связано, прежде всего, с возможностью отельеров максимизировать тарифы во время Чемпионата мира по футболу. Исключение составил лишь сегмент люкс-отелей в Санкт-Петербурге, который уже в 2017 году по среднему долларовому тарифу превысил уровень 2014 года –$316 против $312 Люксовый сегмент рынка Москвы близок к пороговому значению – $312 в 2017 году против $351 в 2014 году.
Эксперт JLL называет 2018 год перспективным для российского гостиничного рынка. В прошлом году рост загрузки в обоих городах наблюдался в основном в бизнес-сезоны – зимой и осенью, в нынешнем году Чемпионат мира по футболу должен летом эту сезонность выровнять. Гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга выглядят хорошо сбалансированными и удовлетворяют спрос различных типов гостей. Потенциальная ниша, которая по-прежнему остается незаполненной, – это качественные отели эконом-сегмента.
В 2018 году в каждой из столиц запланировано открытие только одной брендированной гостиницы эконом-сегмента: «Holiday Inn Express Ховрино» (170 номеров) в Москве и «Holiday Inn Express Садовая» (244 номера) в Санкт-Петербурге. Если в столице в этом сегменте уже есть два брендированных отеля («Ibis Budget Панфиловская» на 114 номеров и «Holiday Inn Express Moscow Павелецкая» на 243 номера), то для рынка Петербурга это будет первый отель такой категории под управлением международного оператора.
В компании JLL отмечают также продолжающееся «гостиничное» расширение трех основных аэропортовых кластеров в Москве. Во Внуково открываются две брендированные гостиницы высокого класса «DoubleTree by Hilton Внуково» (432 номера) и «Four Points by Sheraton Moscow Внуково» (250 номеров). В аэропорту «Шереметьево» появится первый отель эконом-сегмента под управлением международного оператора – «Holiday Inn Express Moscow Шереметьево» (198 номеров). В январе 2018 уже открылся «ibis Аэропорт Домодедово» (152 номера).
Одновременно в столице растет число хостелов, а также апарт-отелей и апартаментов с обслуживанием. Интересно, что появился спрос со стороны инвесторов на брендированные и сервисные резиденции под управлением гостиничного оператора в составе МФК.