В Москве будет меньше недорогих отелей
Пoкa гoстиницы 2* пeрeвoдят в жилoй фoнд, рынoк зaxвaтывaeт Airbnb
Группа ВТБ продаёт 11 московских отелей, сообщает РБК. Это часть непрофильных активов ВТБ, входящая в портфель ОАО «Гостиничная компания». Ряд гостиниц, скорее всего, перейдёт в жилой фонд, так как располагается в многоквартирных домах. То есть фонд размещения столицы может уменьшиться минимум на несколько сот номеров. Это сыграет на руку онлайн-сервисам бронирования квартир.
Продано!
Вот эти гостиницы: «Орехово», «Кузьминки», «Саяны», «Восход», «Царицыно», «Владыкино», «Алтай», «Останкино», «Золотой колос», «Турист» и «Бизнес-турист». Их общая площадь — около 209 тыс. кв. м, а номерной фонд превышает 4 тыс. комнат. Свой гостиничный портфель структуры ВТБ оценивают в 14 млрд руб. Уровень объектов 2-3 звезды.
В конце октября структурам группы ВТБ уже удалось реализовать первые гостиничные активы, перешедшие им от Банка Москвы в 2011 году. По данным РБК, владельцем гостиниц «Орехово» и «Царицыно» стала ИК «Платформа», основанная владельцем «Мортона» Сергеем Гордеевым. Ранее ИК «Платформа» не занималась гостиничным бизнесом, специализируясь на торговой недвижимости.
Гостиница «Орехово» занимает два панельных 17-этажных дома 1989 и 1990 годов постройки совокупной площадью 19 тыс. кв. м на 405 номеров. В 2007 году они прошли реновацию. Гостиница «Царицыно» располагает площадью 14,3 тыс. кв. м, с 143 номерами. Все три здания расположены в Шипиловском проезде – на южной окраине Москвы.
Один из корпусов «Орехово», который работал в формате апарт-отеля и имеет планировку многоквартирного дома, уже распродаётся как апартаменты, рассказал РБК Борис Голубев, управляющий директор «Платформы». При этом цена продажи апартаментов примерно на 20 % ниже среднего уровня цен на вторичном рынке квартир в этом районе.
Номерного фонда не жаль
Наблюдатели рассказали HotLine.travel, что у продаваемых гостиниц есть своя клиентура ещё с советских времен. У некоторых хорошее местоположение, так что с точки зрения продаж они ликвидны.
С другой стороны, банку непросто управлять отелями, это непрофильный актив – отмечают наблюдатели. Есть и проблема морального устаревания. Построены они были ещё в 80-е, и глобальная реконструкция сейчас обойдётся недешево.
«Изначально эти здания были запроектированы к Олимпиаде-80, но как жилые дома. Тем не менее они с самого начала были полностью использованы как гостиницы», – рассказал HotLine.travel Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России.
Именно поэтому устаревшие гостиницы проще продать, чем вкладываться в модернизацию.
Их перевод в жилой фонд вряд ли будет иметь последствия для рынка. По данным Прасова, за последние три года не было дат, когда в городе невозможно было найти свободный номер.
«Рынок 2-3 звезды в Москве высококонкурентный – более 300 объектов, поэтому уход этих объектов, на мой взгляд, не окажет существенного влияния на ёмкость. В любом случае рынок всё отрегулирует ценами», – согласен Андрей Михайлец, сооснователь сообщества Russian Hotels Talks, исполнительный директор Независимого гостиничного альянса.
Апартаменты побеждают
Чего действительно не хватает Москве, так это современных отелей 2*, способных предложить достойный уровень комфорта и удачное расположение за приемлемые деньги. «Но их и в Нью-Йорке трудно найти. Инвесторам гораздо выгодней вложить чуть-чуть больше денег и получить «четвёрку». Поэтому новых отелей 2* в столице практически нет. Трёхзвёздочные появляются. Чтобы они строились, у инвестора должна быть мотивация в них вкладывать: налоговые льготы от правительства Москвы, какие-то преференции. Но правительство льгот почти никому не даёт, там считают, что в Москве и так всем выгодно строить», – сказал Вадим Прасов.
До тех пор пока такая политика в отношении гостиничного бизнеса со стороны регуляторов сохраняется, в Москве и других крупных городах России будет процветать полутеневой рынок апартаментов. Их собственники зачастую предлагают хорошее местоположение, комфорт, а иногда и отдельные гостиничные услуги по весьма привлекательной цене.
На Западе уже осознали, что городу такое развитие событий невыгодно, так как казна недополучает налоги. Например, в Нью-Йорке пытаются регулировать данный процесс, запрещая сервисам вроде Airbnb размещать объявления о краткосрочной аренде жилья.