Туризму в России не хватает идей
Кaк прeврaтить рeгиoн в туристичeский брeнд?
Влaдимир Путин вo врeмя нeдaвнeгo посещения Тулы призвал региональные власти строить недорогие гостиницы и взаимодействовать с Минкультом для того, чтобы привлечь в регионы туристов. Эксперты же призывают сначала подумать, как удержать гостей, и только потом заниматься отелями. Посмотрим, как поступили, например, в Испании, и постараемся сделать выводы.
Мужская битва за бикини
История знает примеры того, как именно яркие идеи превращали неведомые никому местечки в двигатели международного туризма. Один из таких примеров подал маленький испанский рыбацкий посёлок под названием Бенидорм.
После Второй мировой войны, когда в окружающих европейских странах шла модернизация, экономика Испании стагнировала. Рыбный промысел Бенидорма перестал приносить прибыль.
В 1950 году мэром города стал его молодой уроженец Педро Сарагоса. Он решил монетизировать главный капитал Бенидорма – круглогодичное солнце и золотые пляжи, которые оценили туристы из Северной Европы.
Первые иностранцы привезли с собой новый символ либерализма – купальник, состоящий из двух частей, сейчас известный как бикини. Но в то время консервативное испанское общество под предводительством католической церкви считало этот предмет одежды неприличным. Сейчас в это трудно поверить, но тогда охранники на пляжах приказывали туристам прикрыть обнажённые части тела. Сарагоса подписал указ, разрешающий ношение раздельных купальников на пляже. Но епископы так просто не сдались и инициировали процесс отлучения мэра от церкви. И тогда Сарагоса решился на отчаянный шаг – сел на мотороллер Vespa и поехал в Мадрид на встречу с испанским диктатором Франко.
Франко был впечатлён решимостью мэра. Он проникся идеей развития туризма и защитил Сарагосу от нападок церкви. Бикини остались на испанских пляжах. Бенидорм стал символом испанского въездного туризма. Сейчас в этом городе больше небоскрёбов на душу населения, чем где-либо в мире. Согласно докладу Eurostat в 2014 году 90 % испанцев провели отпуск на родине, а это не в последнюю очередь историческая заслуга Бенидорма.
Вывод – иногда достаточно разрешить туристам делать то, что они хотят. Главное – понять, что именно привлечёт людей.
Тематические парки – заразительный успех
А на побережье Коста-Дорады пошли другим путём – там построили знаменитый парк развлечений «Порт Авентура», который помог привлечь туристов с детьми. Он открылся 1 января 1995 года в районе Террагоны и за минувшие годы стал самым посещаемым в Европе.
«Турпоток на Коста-Дораду существенно увеличился, хотя в процентном соотношении этот рост подсчитать трудно. Парк развлечений заработал более 20 лет назад, и новые отели, а также такие объекты, как аквапарк, открывались год за годом постепенно», – рассказали HotLine.travel в представительстве Каталонии по туризму в Москве. В следующем году там откроется тематический парк Ferrari Land, что ещё больше увеличит количество посещений.
Говоря о «Порт Авентуре», нельзя не вспомнить другой знаменитый тематический парк, а вернее, франшизную сеть – Диснейленд. Первый из них открылся в 1955 году в Анахайме, штат Калифорния, по замыслу самого Уолта Диснея. Этот парк стал прообразом для остальных Диснейлендов во всём мире и символом Анахайма, города с населением 300 тысяч жителей. В год открытия его посетил «всего» 1 млн человек, а в 2015-м – уже почти 19 млн.
Вывод – инвестиции стоит направлять на создание центров привлечения семейных туристов. Именно они путешествуют наиболее активно и охотно тратят деньги. Как известно, на детях и их отдыхе обычно не экономят.
Не Кремлём единым
Этот принцип постепенно берут на вооружение и в городах России, заинтересованных в развитии туризма. В Имеретинском районе Сочи уже два года работает Сочи парк, который, по сути, стал аналогом Диснейленда. В прошлом году в Москве тоже начато строительство тематического парка. Работы над этим проектом под брендом DreamWorks ведутся в Нагатинской пойме. Открытие запланировано на 2018 год.
По данным РБК, DreamWorks станет аналогом знаменитого Диснейленда, но с национальными особенностями. На его территории разместятся парк киностудии «Союзмультфильм» и Интерактивный музей истории России. Там будут представлены инсталляции на исторические темы, начиная с экспозиции о Древней Руси и заканчивая новейшей историей страны. Строительство ещё двух комплексов планируется в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Эти проекты, без сомнения, привлекут новых туристов. Но Москва и Питер и без того заполнены гостями.
Как быть небольшим областным центрам, вроде той же Тулы? Ответ на этот вопрос тоже упирается в деньги, но о гигантских суммах и строительстве Диснейленда никто и не говорит.
«Туле не хватает интерактивных музеев и выставочных площадок, где с помощью современных технологий туристы смогли бы погружаться в объект изучения, выбирая для себя приоритетные вехи истории. Было бы здорово отреставрировать улицу Металлистов, сохранив её купеческий дух, открыть там множество небольших лавочек и домашних мастерских. Эта улица как раз соединяет Кремль с новым Музеем оружия. Внутри Кремля не хватает деревянных домов, которые позволяли бы рассказать о быте города, помещавшегося внутри крепости», – рассказал директор по продажам SK Royal Tula 5* Игорь Савенков.
Вывод напрашивается очевидный. Отели сами по себе туристов не привлекут. Важны идеи, которые фактически уже есть у тех, кто занимается туризмом и гостиничным бизнесом на местах. «Было бы здорово, если бы власти услышали пожелания местных участников рынка и учли их в своей работе над развитием регионального туризма», – говорят эксперты.
Этот и другие вопросы будут обсуждаться 1 октября на конференции лидеров туриндустрии в рамках форума ITIF-2016 в Красной Поляне. Одна из тем для обсуждения – «Что мешает турпотоку в Россию? Туризм как фактор инвестиционной привлекательности региона».