Турцию захлестнул отложенный спрос
В aэрoпoртax – oчeрeди, в oтeляx – oвeрбукинг. Чтo будeт слeдующим летом?
Если ещё пару месяцев назад турецкие гостиницы в прямом смысле слова пустовали, то в октябре владельцы отелей заговорили про овербукинг: наиболее популярные объекты оказались загружены на 100 %. На этом фоне туроператоры продлевают чартерные программы на зиму, а отели – уже строят планы на следующее лето, рассчитывая наверстать потери. Удастся ли им вернуть туристов?
Небывалое для октября столпотворение в Турции участники рынка объясняют несколькими причинами. С одной стороны, отели выставили очень выгодные цены для россиян – по словам участников рынка, скидки были «беспрецедентными». С другой – открытых гостиниц стало меньше, чем год назад, и отложенный спрос распределился между теми, кто продолжил приём туристов вопреки кризису. На руку Турции сыграла ещё и погода – в середине октября здесь по-прежнему было +30 и солнце. Сказалось и отсутствие Египта.
Наплыв туристов лучше всего заметен в аэропорту Антальи. Очередь на регистрацию покажется цветочками по сравнению с тем, что творится на паспортном контроле в зоне вылета. В минувшую субботу, 15 октября, здесь в одной толпе смешались все – жители Ирана, Иордании, Сербии, ОАЭ, Германии. Гостей из России – больше всего. Сотрудникам аэропорта пришлось торопить туристов на посадку. Случалось и такое, что некоторых представители туроператора или авиакомпании буквально выдергивали из очереди за 5 минут до вылета. Устав ждать, другие пассажиры начинали бастовать и поднимали бунт против сотрудников аэропорта, но до массовых беспорядков дело не дошло.
По словам экспертов, такие случаи сейчас не редкость. Видимо, в летние месяцы аэропорт подсократил персонал, и сейчас ощущается нехватка рук.
В отелях – похожая ситуация. Летом – те, кто не закрылись, изо всех сил старались оптимизировать расходы. Относительно безболезненно для туристов это удалось сделать крупным сетям и большим пятизвёздочным гостиницам. Владельцы luxury-сегмента обошлись малой кровью – снизили интенсивность развлекательных программ, отменили ежедневные салюты и концерты. Гостиницы классом ниже, имевшие долги по кредитам, пошли на более кардинальные меры – сократили анимацию и сделали скромнее «шведский стол». Это – первое, с чем столкнулись российские туристы, приехавшие в Турцию после ее официального открытия. Впрочем, наших соотечественников издержки сервиса не напугали. Все отели, ранее пользовавшиеся популярностью у россиян, в считанные дни после открытия чартеров заполнились гостями. Для примера, генеральный менеджер Xanadu Resorts Уфук Гезгин привёл вот какую статистику: «Если в течение сезона доля россиян в общем количестве иностранных туристов, посещавших Турцию, составила 13 %, то в октябре эта цифра достигла 35 %».
Вопреки такой долгожданной популярности владельцы отелей не планируют повышать цены на следующий сезон. Более того – они обещают, что ценник в 2017 году будет в среднем на 10–20 % ниже показателей 2015 года. Прибавляем к этому скидку по раннему бронированию, и получается почти 50 % экономии.
То есть, если в августе 2015 года недельная путёвка в Rixos Premium Belek 5* на двоих с питанием UAI – с учётом скидки по раннему бронированию – стоила 147 тыс. руб. , то в 2017-м тур с размещением в этом же отеле теоретически может стоить 115–120 тыс. рублей. Впрочем, не стоит понимать эти выкладки буквально – каждый отель сам определяет свою ценовую политику. Вряд ли стоит ждать больших скидок от гостиниц luxury-сегмента, скорее всего, завлекать туристов спецпредложениями будут отели эконом-класса. Особенно те, которые были полностью ориентированы на российского туриста.
Если цены, которые они предложат, действительно окажутся привлекательными, Турция способна быстро вернуть турпоток из России к показателям 2015 года. Возможно, что будущий сезон даже окажется рекордным для отельеров Антальи, так как на волне успехов двух последних лет их коллеги с черноморских курортов России всерьёз рассматривают возможность поднять прайсы. Если это случится, Сочи и Крым рискуют потерять тех, кто в познавательных целях, под влиянием патриотических настроений или в силу ограничительных мер правительства отдыхал минувшим летом в России.
Однако, как мы видим, прогнозировать ситуацию на туристическом рынке становится всё сложнее. Главную роль в определении направлений массовых турпотоков теперь играет политика.