?> Шоковая терапия для турбизнеса | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Шоковая терапия для турбизнеса

Шоковая терапия для турбизнеса

Aвтoрскaя кoлoнкa Мaксимa Пристaвкo

Нaш соавтор и эксперт Максим Приставко продолжает делиться своими мыслями по итогам ключевых событий, имеющих отношение к участникам туррынка. По его словам, прошедшим летом российский турбизнес пережил несколько легких шоков, которые в былые времена могли бы его серьезно потрясти. Но не в этот раз. Видимо, туррынок начинает приходить в устойчивое состояние.


Первым легким шоком было снижение агентской комиссии целым рядом туроператоров. Шума было много, особенно с учетом того, что крупные ТО уже не скрывают ориентации на частных клиентов, давая им скидки зачастую больше агентской комиссии. Горячие головы даже призывали бойкотировать такие ТО и говорили о скорой смерти турагентского бизнеса. Однако далеко не всё потеряно для агентств – как показывает опыт развитых стран, там основную роль играют именно ритейлеры. Тот факт, что по оценкам, около 20 % агентств действительно не пережили это лето, еще ни о чем не говорит. Одни уходят, другие приходят, в целом турагентский бизнес вполне успешно развивается. Главный критерий успеха на этом поприще – профессионализм и грамотная работа с клиентом.

Шок от банкротства ряда небольших и средних ТО также не сильно потряс турбизнес. Оттока в самостоятельные бронирования, как бывало раньше, замечено не было. На удивление спокойно отреагировали как туристы, так и СМИ, которые не стали раздувать скандала. Интересно, насколько компенсации, регулируемые законом, смогли удовлетворить пострадавших туристов. Пока отношение к новому закону, мягко говоря, весьма скептическое. Фонд персональной ответственности – вообще «ни о чем», не покрывает и малой доли убытков. Страхование ответственности – возможно, покроет часть потерь, но ничего, по сути, не гарантирует. «Турпомощь» помогла организационно, но кубышку распечатывать не торопилась – вывоз туристов взяла на себя авиакомпания, помогли и родственные ТО. Что касается оплаты проживания застрявшим на курортах туристам, здесь царила полная неразбериха. Лично я так и не понял, кто кому что должен оплачивать, по-моему, не поняли этого и большинство пострадавших – как туристов, так и агентов. Очень хотелось бы большей конкретики в такого рода вопросах. В туристическом бизнесе, как в банковском, главное – надежность.

Шок на рынке авиаперевозки был куда сильнее. Для начала оказалось достаточно дефицита в несколько бортов у одной из авиакомпаний, чтобы произошел системный сбой. Задержки и даже отмены рейсов стали почти обыденностью этого летнего сезона. Завершилось всё громким банкротством, и большая удача, что оно пришлось на конец сезона. И опять же нельзя не констатировать тот факт, что серьезного потрясения не произошло, хотя шума было очень много. Туристов благополучно рассадили на рейсы других авиакомпаний и не без потерь и нервотрепки отправили и вернули.

Туроператоры достойно выдержали удар, хотя финансовые потери были весьма и весьма ощутимыми. То, что они находятся в зависимости от авиакомпаний, – очень печальный факт. Рынок продавца всегда хуже, чем рынок покупателя. Кто будет компенсировать эти потери? В конечном счете, не кто иной, как клиент турфирм…

Под занавес сезона туристический рынок всколыхнуло известие, озвученное на самом высоком уровне, о возможном скором открытии перелетов в Египет. Если полеты возобновятся, наверняка сразу начнется ажиотаж. Хватит ли перевозки? Или опять увидим толпы застрявших в аэропортах туристов?

Подвести итог лета хочу одной фразой – скучать не пришлось. Посмотрим, что принесет зима. Держим в уме президентские выборы 18 марта – на нашем, весьма чувствительном к любым политическим перипетиям рынке такое событие незаметно пройти не может. 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.