С нас хватит!
Вoзмущeнныe турaгeнты oбъeдиняются, чтoбы пoкaзaть свoю силу турoпeрaтoрaм
На туристическом рынке вновь кипят страсти: ряд известных розничных компаний отказались продавать продукт «Натали Турс» после того, как туроператор на своем сайте объявил о неделе 10 %-ных скидок для туристов. Постараемся разобраться, что на самом деле произошло и к каким последствиям может привести эта ситуация.
Кто против и почему
Итак, на рынке образовался своего рода альянс. Крупнейшие онлайн-агентства – level.travel, Travelata, «Онлайн-турс» – договорились с известными сетями и независимыми агентами (LaRussia, TBS, «Слетать.ру», «Квадра», «Амбитур», сеть «Солнцетур») ради общей цели – призвать к согласию своего партнера, «Натали Турс», который, по их мнению, рушит рынок скидками для прямых туристов.
Их заявление ожидаемо вызвало огромный резонанс. Комментарии самые разные. Одни желают присоединиться к бойкоту. Другие просто поддерживают, попутно выражая сомнение в том, что туроператору, устроившему раздачу скидок, можно доверять туристов. Третьи спрашивают – где недовольные были раньше, почему не объединились против промопрайсов и снижения комиссии со стороны куда более крупных туроператоров?
Дескать, легко бунтовать, когда терять и так нечего. «Натали» раздает скидки всего неделю – ограниченная акция, какой смысл возмущаться и писать открытые письма, когда «крупняк» демпингует по промотарифам чуть ли не круглый год?
Возможно, замечания скептиков отчасти и справедливы, но обесценивать происходящее сейчас точно не стоит. Обратите внимание, что среди подписантов есть те, чьи интересы затрагиваются самым непосредственным образом. Это, например, давние партнеры «Натали» – «Квадра» и TBS. Их руководители 19 декабря были недоступны для комментариев. Однако из заслуживающих доверия источников известно, что ситуация более чем неприятная. Во-первых, на период действия акции офисы агентств рискуют превратиться в бесплатные справочные бюро для туристов. Получив информацию и подобрав тур, те будут уходить бронироваться напрямую на сайт «Натали» или в офис продаж, так как это дешевле. Во-вторых, под сомнение поставлены годами выстроенные доверительные отношения – акция туроператора никак не учитывает интересов ключевых партнеров. Известно, что они обсуждали ситуацию с Владимиром Воробьёвым, пытались договориться, но безрезультатно.
У онлайн-агентств тоже есть повод возмутиться: поставщик забирает клиентский трафик на свой сайт, и так как это единственный ресурс для продаж, смысл сотрудничества обнуляется.
Что дальше?
Судя по комментарию Владимира Воробьёва, прекращать акцию и сдавать назад он не намерен.
Президент «Натали Турс» даже как будто бы рад. По его словам, на розничном рынке наблюдается редкая попытка консолидации, что можно только приветствовать. Что касается правил работы на рынке, то агентствам, по мнению Владимира Воробьёва, надо начать с себя и не давать скидок клиентам. Он подчеркнул, что в отличие от тех, кто использует промотарифы, акция «Натали Турс» носит временный характер. После ее завершения туроператор будет рад вернуться к обсуждению условий сотрудничества с теми, кто решил его прервать.
Обезоруживающе спокойный и позитивный тон комментария позволил предположить, что у «Натали Турс» есть вторая цель – прощупать возможности розничных компаний по управлению продажами, а потом использовать эту информацию в торге за размер комиссии.
Трудно судить о том, насколько такая версия имеет право на существование. Возможно, лидер «Натали Турс» (к слову, кандидат физико-математических наук. – Ред.), действительно всё просчитал, а возможно, и просчитался, недооценив силу сопротивления.
Раньше в противостояние с туроператорами вступали только сети или отдельные лидеры мнений. В обоих случаях результат был не очень – розничные объединения не могли повлиять на того или иного туроператора, так как у них просто не получалось убрать его из ассортимента своих франчайзи. В соцсетях призывы к действиям заканчивались «пшиком», если не считать пары сотен комментариев.
Сейчас ситуация принципиально иная. Протестную инициативу взяли на себя онлайн-агентства. Это те, кто действительно может «выключить» туроператора нажатием кнопки. И пускай их доля в общем объеме проданного пока невелика, именно эти компании быстро развиваются. Руководят ими молодые и активные предприниматели, способные дать фору «старой гвардии» и по части пиара, и по части упорства. Как и Владимир Воробьёв, отступать они тоже не намерены, собираясь сделать отказ от продаж «Натали Турс» бессрочным и привлечь на свою сторону как можно больше коллег. Кстати, прогресс уже есть – авторы письма готовятся представить расширенный список подписантов.
Подводя итог, можно сказать, что в этот раз мы наблюдаем что-то вроде репетиции возможностей агентского рынка, за которой, конечно же, надо внимательно следить всем туроператорам.