?> Ростуризм вступил на тропу войны против демпинга | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Ростуризм вступил на тропу войны против демпинга

Ростуризм вступил на тропу войны против демпинга

Aвтoрскaя кoлoнкa Мaксимa Пристaвкo

Нaш сoaвтoр и экспeрт Максим Приставко в новом выпуске авторской колонки анализирует одно из самых резонансных заявлений главы Ростуризма Олега Сафонова, который пообещал бороться с демпингом. И желает ему успеха.


Олег Сафонов, выступая 25 августа на брифинге в «Интерфаксе», назвал демпинг главной причиной проблем российского турбизнеса и пообещал с ним бороться. Заявление главы Ростуризма вызвало неоднозначную реакцию. Аудитория разделилась на тех, кто считает борьбу с демпингом нереальной и бессмысленной, и тех, кто вообще не считает демпинг проблемой. Голосов в поддержку слышно не было, видимо, публично поддерживать инициативу чиновников считается дурным тоном. Между тем мысль абсолютно правильная, хотя к реализации её возникает масса вопросов.

Для начала хотелось бы разобраться, что считать демпингом и хорошо это или плохо.

Противники борьбы с демпингом обычно путают его с распродажами горящих туров и разного рода акциями. В формулировке главы Ростуризма демпинг обозначен как продажа туров по заведомо низкой цене. Я бы добавил – систематическая и заранее запланированная. Это не только ставит туроператора в сложное финансовое положение, но и вызывает подозрение в злонамеренности, сборе денег с последующим банкротством. Страховки рисков туроператоров, предусмотренные федеральным законом, имеют и обратную сторону, снижая уровень ответственности компании за свою деятельность. Если что – «Турпомощь» вывезет, страховая компания заплатит. Это серьёзный аргумент против демпинговой политики продаж, но далеко не главный.

Основная цель демпинга – захватить лидирующие позиции, отобрав часть рынка у конкурентов. Если у компании нет достаточного запаса прочности, это приведёт к проблемам не столько у конкурентов, сколько у самой компании. Это плохо. Если компания сильнее конкурентов, это приведёт к монополизации рынка. Это еще хуже. Демпинг, направленный на монополизацию рынка, ставит целью в конечном счёте повышение цены и извлечение сверхприбыли, что вряд ли обрадует покупателей. Разорение конкурентов тоже оптимизма не добавляет.

Большой проблемой стал циклический демпинг, в который вовлечены все игроки сегмента рынка. В результате проигрывают все, а риски банкротства стремительно растут.

Не стоит забывать, что от работы коммерческой фирмы на грани рентабельности страдает и бюджет, недополучающий налоги. Качество услуг, предоставляемых по минимальным ценам, также страдает.

Если мы говорим о демпинге на рынке выездного туризма, это создаёт прецедент недобросовестной конкуренции с внутренним рынком. Не знаю ни одной страны, и Россия не исключение, в которой внутренний рынок не защищали бы от внешнего. Было бы странно, если в туристической отрасли было бы по-другому.

Главный аргумент противников антидемпингового регулирования – невозможность реального контроля. В основе скептицизма лежит вполне понятное недоверие к разного рода контролёрам. Мы хорошо знаем, как наши чиновники умеют похоронить любую хорошую идею. Сам процесс и механизм контроля вызывает полное непонимание. Действительно, не проверять же ценообразование по всем подозрительно дешевым турам. Вроде как это внутреннее дело туроператора и вмешиваться в его ценовую политику некорректно. А как тогда можно отличить добросовестные цены на базе хороших контрактов от торговли ниже себестоимости? Считать ли демпингом только торговлю ниже себестоимости или намного ниже среднерыночной цены? В разных странах и отраслях этот вопрос регулируется по-разному. В мировой практике есть прецеденты, когда продавцов вынуждают поднимать цены, чтобы обеспечить справедливую конкуренцию. В ряде случаев устанавливается минимальная степень рентабельности компании. Например. Во всех странах строго контролируется банковская деятельность, не допускается большой процент рискованных операций в портфеле финансовой организации или вводится дополнительное страхование таких операций. Отсутствие регулировок в туристической отрасли может привести к не менее серьезным проблемам, чем в банковской.

Главный вопрос заключается в том, насколько решительно власти настроены бороться с демпингом. Оставить туроператорам право самим устанавливать уровень рентабельности или искусственно ограничить его минимальной цифрой. В этом случае сама собой отпала бы необходимость во всяческих фондах и страховках. Если компания работает с хорошей прибылью, ей нет смысла перестраховывать свою ответственность. Что касается уровня цен, он вырастет незначительно – чаще всего борьба идёт за несколько процентов от стоимости тура.

Создать службу мониторинга – несложная задача. Туроператоров, выбивающихся из среднерыночных цен, предупреждать, а в случаях злоупотребления – проверять на добросовестность ценообразования. Для начала надо четко осознать, что демпинг разрушает рынок, и создать соответствующий информационный фон. Даже сам факт официального признания демпинга губительным для отрасли и начало кампании по борьбе с ним остудит многие горячие головы. Большинство участников рынка сами находятся в заложниках ситуации и вынуждены, глядя на конкурентов, снижать цены. Типичная «дилемма заключённого», давно изученная и описанная в теории игр. Выход из порочного круга только один – внешнее регулирование. Ростуризму пожелаю успеха. 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.