Росавиация и Ростуризм вряд ли договаривались об ограничениях для туроператоров
Рoсaвиaция и Рoстуризм вряд ли дoгoвaривaлись oб oгрaничeнияx для турoпeрaтoрoв
Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что Ростуризм готов ограничить продажи путевок туроператоров – в том случае, если у авиакомпаний, на перевозке которых основаны туры, нет разрешений на полеты по чартерным программам. Об этом сообщила «Российская газета». По словам главы Росавиации, договоренность между двумя ведомствами была достигнута 7 февраля в рамках авиационной выставки NAIS-2018.
Такая новость не могла не взбудоражить туристический рынок. «Конечно, это заявление сейчас бурно обсуждается, в том числе в регионах, ведь оно касается всех участников рынка», – сказал RATA-news директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин, который совершает поездку по России в рамках Регионального туристического форума.
По его словам, пока не понятно, как эта мера вообще может быть применена. «Заявление Росавиации рождает как минимум два вопроса. Готова ли сама Росавиация давать разрешение на чартерные полеты за полгода, а не за месяц, как сейчас? Иначе непонятно, как быть с ранним бронированием и вообще продажами туров более чем за месяц. Кроме того, никто не отменял отраслевой закон, согласно которому туроператоры могут менять перевозчиков, отменять полетные программы. Как эту норму вписать в новые требования Росавиации?» – спрашивает г-н Толчин.
Конечно, регулятор должен выполнять свои функции, заботиться о безопасности потребителей, но этот процесс требует внимания к деталям и особенностям, которые есть в каждом бизнесе, в том числе и туристическом. «Все зарегулировать нельзя, это просто перестает работать», – считает Сергей Толчин.
К тому же, согласно действующему отраслевому закону, а также Положению о Федеральном агентстве по туризму, у Ростуризма нет полномочий ограничивать продажи. Нельзя остановить продажи, не исключив туроператора из реестра, а отсутствие сертификата эксплуатанта или отсутствие разрешения на вылет перевозчика основанием для исключения оператора из реестра не являются.
Некоторую ясность в возникшее замешательство внес советник по транспорту главы Ростуризма Дмитрий Горин. Похоже, дело в «трудностях перевода». «Александр Нерадько не говорил об ограничении продажи туров. Вопрос был задан журналистом во время пресс-подхода, почти на лету. Более того, слова оказались вырваны из контекста, в итоге действительно появилось некое противоречие. На самом деле глава Росавиации говорил о том, что его ведомство будет тщательно отслеживать соответствие выполнения чартерных программ новым требованиям регламента и информировать Ростуризм об изменениях в отношении отдельных перевозчиков, чтобы туроператоры могли вовремя скорректировать свои действия», – пояснил г-н Горин RATA-news.
По его словам, сейчас это особенно актуально, потому что уже в середине февраля будут выдаваться разрешения на мартовские программы. «Глава Росавиации обратил внимание на то, что некоторые авиакомпании, которые сейчас подают заявки на чартерную программу на март, могут не получить разрешения, если у них большой процент задержек рейсов, недостаточно резервных самолетов или не получены слоты от зарубежных аэропортов. И это надо учесть туроператорам», – сказал эксперт.
Примером более жесткого, чем прежде, подхода Росавиации к выполнению чартерных программ, может служить ситуация с туроператором «Жемчужная река». Компания была вынуждена резко сократить чартерную программу в Китай, так как перевозчик не предоставил информацию о наличии слотов в китайских аэропортах и поэтому не получил разрешения от Росавиации на выполнение программы.
Говоря о соответствии регламенту, глава Росавиации наверняка также имел в виду авиакомпанию Azur Air. Чтобы получить разрешение на чартерные перевозки, ей предстоит в кратчайшие сроки исправить выявленные ведомством нарушения. 2 февраля Росавиация ограничила действие сертификат эксплуатанта Azur Air Air до 20 марта. Отзыв сертификата связан с выявленными в ходе проверки Azur Air в декабре проблемами с безопасностью полетов. При этом претензий к финансово-экономическому состоянию авиакомпании выявлено не было.
Вчера в интервью «Интерфаксу» гендиректор Azur Air Михаил Крицкий заявил о реформировании управления. «Дополнительная инъекция, которую нам сделала Росавиация – это все элементы оздоровления операционной деятельности авиакомпании. Мы уверенно смотрим на ближайшее закрытие тех замечаний, которые предъявлены авиакомпании в ходе проверки базовых объектов»,- сказал он. На 2018 год Azur Air планирует не снижение, а увеличение объемов перевозок в связи с принятием в эксплуатацию нового флота.