Правительство пообещало туроператорам миллиард, но не разъяснило, как его получить
Кoму из турoпeрaтoрoв дoстaнутся срeдствa, выдeлeнныe нa пoддeржку рoссийскиx курортов
Вопрос господдержки туроператоров, отправляющих клиентов по России, в очередной раз обсуждается на уровне правительства. В конце августа стало известно, что Минтранс совместно с Минкультуры разрабатывают новый механизм субсидирования перевозок туристов на российские курорты, который может начать действовать в 2018 г., планируется изыскать 1 млрд. руб. бюджетных денег. Причем эти средства должны пойти напрямую туроператорам, а не авиакомпаниям, как предполагалось раньше. Каковы шансы, что проект будет реализован, и между кем в итоге поделят миллиард? Редакция HL выясняла мнение возможных претендентов на получение дотаций – руководителей «Библио Глобуса», АЛЕАН, «Интуриста»…
А всё начиналось с Египта…
Напомним, идея поддержать туроператоров, отправляющих клиентов по внутрироссийским маршрутам, впервые появилась у властей еще в 2015 году, когда турфирмам пришлось за свой счет вывозить туристов сначала из Египта, а затем из Турции. В ноябре того года вице-премьер правительства Аркадий Дворкович провел встречу с представителями турбизнеса, общественниками и руководителями федеральных ведомств и дал понять, что государство изыскивает варианты содействия предпринимателям, взявшим удар на себя. Позже появилось разъяснение – речь может идти о субсидиях только для компаний, которые оперируют на внутреннем рынке. Поскольку многие крупные компании работают по всем направлениям – отправляют клиентов и за границу, и на отечественные курорты, такой способ компенсации затрат показался экспертам вполне логичным.
Однако время шло, а вопрос не решался. Туроператоры – герои акции по экстренному сворачиванию программ на признанных тогда опасными направлениях и думать забыли о господдержке.
Неожиданно тема вновь всплыла 5 января 2016 года, когда с туроператорами встретился премьер Дмитрий Медведев. По итогам совещания он дал конкретные поручения Минкульту и Минтрансу – до 1 марта внести предложения по субсидированию внутрироссийских туристических перевозок. Речь шла о 2,7 млрд руб. Однако достаточных средств в бюджете не нашлось. Сумма сначала была сокращена до 600 млн руб. – деньги выделялись из неосвоенных субсидий ушедшей годом ранее с рынка авиакомпании «Трансаэро», а затем и вовсе до 200 млн руб., при этом из списка дотируемых маршрутов исчезли южные курорты. Некоторым туроператорам, рассчитывавшим на эти средства и уже сформировавшим цены на турпакеты с учетом господдержки, пришлось срочно перекраивать планы и даже частично отменять полетные программы в Крым и Сочи.
Но, пожалуй, одной из главных препон для эффективного субсидирования стало то, что деньги выделялись не напрямую туроператорам, а авиакомпаниям. Средства шли по линии Минтранса в рамках правительственной программы господдержки внутренних авиаперевозок.
Без лишних иллюзий
Эксперты сходятся во мнении: принципиальное отличие нынешних планов по субсидированию внутреннего туризма от предыдущих заключается в том, что помощь государства должна быть направлена именно туроператорам, выкупающим места для туристических групп на регулярных и чартерных авиарейсах, а также на железнодорожных поездах.
HotLine.travel опросил игроков рынка, наиболее активно предлагавших турпакеты с авиаперелетом на российские курорты летом-2017, о том, как они оценивают собственные шансы на получение субсидий. Как выяснилось, туроператоры пока относятся к возможной господдержке с известной осторожностью и даже скептицизмом. Определенный оптимизм высказал лишь директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин: «Надеемся быть в числе первых, кому предложат опробовать вариант прямого субсидирования». Эксперт добавил, что финансовая помощь должна идти, по его мнению, не только туроператорам, но и параллельно должны создаваться условия для развития круглогодичной инфраструктуры курортов, чтобы снизить зависимость турпотоков от погодных условий.
А коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН Оксана Булах отмечает, что предвосхищать возможность участия в программе субсидирования пока преждевременно. «Механизм еще только разрабатывается, и пока неясно, какие документы потребуются от туроператоров, как будут решаться технические, бухгалтерские и другие вопросы», – замечает она.
По мнению же экспертов «Библио Глобуса», который за последние годы существенно поднял турпоток в Краснодарский край, связывать особые надежды с выделением субсидий на туроператорскую перевозку не стоит. Во-первых, всё в очередной раз может упереться в банальное отсутствие средств в бюджете. Во-вторых, схема распределения денег пока не разработана даже в самом сыром виде. По каким принципам они будут выделяться – на каждый самолет, отправленный туроператором, на каждого туриста? Ответов на эти вопросы нет.
Наблюдатели обращают внимание и на отсутствие критериев, по которым можно было бы достоверно определить масштабы продаж пакетных туров на российские курорты тем или иным туроператором. А это необходимо, если субсидии будут распределяться не по уравнительному принципу. Проблема отчасти может решиться с внедрением электронной путевки, однако запуск этого инструмента с 1 января 2018 года предполагается лишь в тестовом режиме и не будет в следующем году обязательным для всех участников рынка.
Впрочем, советник главы Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин справедливо отмечает, что сам факт движения государства по пути прямой поддержки туроператоров уже положителен. На начальном этапе проблемы в реализации неизбежны, но их можно постепенно устранять уже в ходе работы. Эксперт полагает, что механизм субсидирования после того, как он будет выработан Минкультом, стоило бы обкатать на каком-либо одном популярном маршруте по России, например, по Сочи или Крыму, а затем уже распространять на другие направления.