Пойдут ли другие туроператоры по пути «Пегаса»?
Пoкa oдин крупный пoстaвщик тeстируeт рoзницу, другиe – с интeрeсoм нaблюдaют
Oнлaйн-кoнфeрeнция «Пегаса», которая прошла в среду, 5 октября, привлекла внимание многих турагентств: топ-менеджеры туроператора отвечали на вопросы о новых условиях работы с 1 января. За трансляцией наверняка следили и другие крупные игроки, но, в отличие от «Пегаса», они пока не готовы раскрывать карт.
Напомним, тему новой агентской политики «Пегаса» во время директорского тура в Турцию обозначил вице-президент компании Имран Назаров. Это вызвало настолько бурную реакцию, что туроператору пришлось провести целую конференцию, чтобы хотя бы попытаться ответить на возникающие вопросы.
Топы «Пегаса» – Анна Подгорная и Имран Назаров – пояснили, что с нового года турагентства, которые работают под его брендом, должны будут выбрать приемлемую для них схему взаимодействия. Всего их три и соответственно три типа договоров, по которым турагентствам предлагается работать с 1 января.
Основной – второй тип договора, который требует с розницы наличия обеспечения в виде платежа или банковской гарантии, чтобы получить доверенность от туроператора и возможность работать «от его имени и по поручению». По словам одного турагентства, которые приводятся в обсуждении в закрытой группе одной из соцсетей, «народ после трансляции «Пегаса» кинулся искать банк, который даст гарантии такому высокорискованному бизнесу, как туризм». Понятное дело, найти такой, мягко говоря, непросто.
Не нашёл банковской гарантии – готовь денежки. При этом «Пегас» не ставит рамок и предлагает турагентствам самостоятельно рассчитать минимальный размер депозита. Но он должен быть не меньше суммы бронирования, оплата – 100 %. При депозите в 100 тысяч рублей оплатить тур в 110 тысяч договора будет невозможно. Остаётся вариант – доплатить или переходить к первому типу договора.
По словам Имрана Назарова, при отрицательном или нулевом балансе, если уже нет обеспечения и по какой-то причине турагентство не может пополнить баланс, первый тип договора становится активным автоматически. Доступ к системе бронирования остаётся всегда, чтобы продажи не останавливались. По схеме работы № 1 турист оплачивает тур самостоятельно. В этом случае обеспечения от розницы не требуется. Больше всего вопросов, кстати, вызвал именно этот тип взаимодействия между туристом, турагентом и туроператором.
Кто несёт ответственность в случае аннулирования договора бронирования в случае, если турист не дошёл до платёжного терминала и просто-напросто передумал? «В этом случае отношения возникают только между туристом и туроператором, если, конечно, аннулирование не произошло по вине или по инициативе турфирмы. Мы понимаем, что для нас это дополнительные риски по фактически понесённым расходам», – отметила Анна Подгорная, гендиректор «Пегаса».
Отдельную дискуссию вызвало предположение, что по первому типу договора нивелируется значимость самих турагентств. Если турист на сайте «Пегаса» уже может напрямую через систему онлайн-продаж забронировать тур, если он может самостоятельно его оплатить, то всё, что остаётся турфирме, – это подыскать ему лучший вариант отдыха и в итоге остаться ни с чем. «Получается, что агенты не нужны?» – повисает в воздухе вопрос.
«По первому типу договора обязанности бронирования мы возлагаем на турагента, у которого есть логин и пароль, а не на туриста. Мы не собираемся конкурировать с турагентами. Мы попытаемся конкурировать с онлайн-сервисами. Тот клиент, который привык покупать на онлайн-площадках, – не клиент турагента. Мы его не перетягиваем. Не переживайте, работы хватит», – пытается успокоить Анна Подгорная.
Не менее острый вопрос – вознаграждение. По словам туроператора, комиссия турагентам будет поступать только на расчётный счет юридического лица. «Нас налоги в этом случае просто задушат. Сегодня мы оплачиваем налог по агентским договорам. Как правило, это 0,5 % от стоимости путёвки. По новым правилам будет виден полный наш заработок. К примеру, это 12 %. То есть налоговая нагрузка у нас возрастёт в 10 раз», – кулуарно обсуждает розница. Не по душе ей и то, что комиссия будет возвращаться на счёт турагентства раз в декаду или в конце месяца, но в любом случае в отсроченном порядке. Агентское вознаграждение будут считать по курсу на день оплаты, но возвращать после поездки.
Третий тип договора – для новых партнёров «Пегаса» или для тех, кто не успел определиться до 31 декабря. По нему турагентствам вообще ничего неясно, и часто задаваемый вопрос, который звучит от розницы: чем он отличается от первого типа? Известно, что партнеры с этим договором также могут бронировать туры. Ознакомиться со всеми тремя типами договоров можно только тогда, когда они будут опубликованы на сайте «Пегаса».
Турагентства нервничают: что же скажут другие туроператоры, какие условия работы будут в новом году у них? Звучат радикальные решения: «Придётся, видимо, обойтись без «Пегаса» или «Без одного «Пегаса» проживём как-нибудь, но не дай Бог другие туроператоры такую же схему сделают».
«Мы пока не приняли никакого решения. Может быть, эту поправку в итоге отменят или её принятие отложат», – прокомментировали в «Библио Глобусе». Ранее аналогично высказался и глава «Натали Турс» Владимир Воробьёв. В ANEX Tour тоже не торопятся. «Внесение изменений в законодательство закономерно повлечёт некоторые корректировки в схемах работы большинства туристских компаний, в том числе туроператоров. На данный момент ANEX Tour занимается разработкой стратегии по оптимизации взаимодействия с партнёрами в рамках грядущих изменений», – отметили в компании.
Как выяснил корреспондент HotLine.travel, опросив представителей других туроператорских компаний, большинство пока выжидают. Видимо, наблюдая за экспериментом, который затеял «Пегас». Итоги наверняка повлияют на их решение. Ведь прошедшая онлайн-конференция, по сути, имела эффект лакмусовой бумажки. Крупный туроператор тестировал свою розницу, одновременно определяя наиболее вероятные сценарии поведения и развития отношений между розницей и поставщиками на рынке в целом. С учётом того, как быстро меняется ситуация, эта информация важна туроператорам вне зависимости от того, останется ли поправка «от имени и по поручению» в новом законе или нет.