Подведены итоги года в сегменте онлайн-бронирования туров
Пoдвeдeны итoги гoдa в сeгмeнтe oнлaйн-брoнирoвaния турoв
Oнлaйн-трeвeл aгeнтствa Level.Travel, Travelata.ru и Tutu.ru подвели итоги уходящего года. Отдельные показатели их анализа заметно разошлись, что, скорее всего, объясняется набором партнеров-туроператоров и разными категориями посетителей ресурсов. Однако основной вывод у всех общий: 2017 год прошел под знаком триумфального возвращения Турции на российский рынок.
От Турции «досталось» всем направлениям-конкурентам, но особенно России: ее доля в продажах Travelata.ru и Level.Travel уменьшилась почти на 50% по сравнению с 2016 годом – с 19% до 10% и c 29% до 17%, соответственно. В Tutu.ru падение не столько масштабное: за год доля внутренних поездок снизилась в компании всего на 2%. На путешествия по России приходится почти 30% всех купленных в Tutu.ru туров. На этом ресурсе наша страна удерживает лидерские позиции, Турция (16,5%) – на втором месте. На двух других сервисах Россия в 2017 году уступила первенство Турции: в Travelata.ru на это направление пришлось 37% проданных туров, в Level.Travel – 26%.
Общая тенденция 2017 года, судя по данным OTA, – снижение стоимости турпакета. Фактически подешевели все востребованные российские и зарубежные направления, кроме Турции. Цена российского турпакета упала в Travelata и Level.Travel примерно на 10% (до 33 тыс. и 24 тыс. рублей, соответственно), в Tutu.ru – на 17% до 30,8 тыс. рублей. А вот Турция подорожала на 13-15% – до средней стоимости 65 тыс. рублей за путевку, то есть вдвое больше, чем россияне в этом году платили за отдых внутри страны.
Интересно, что по итогам 2017 года все три портала в шестерке самых востребованных стран назвали – с некоторыми различиями по месту в рейтинге – Турцию, Россию, Таиланд, Тунис, Кипр, Грецию. Причем звездный состав был таким же и год назад. По статистике Travelata.ru, средний чек на туры в Таиланд снизился до 84 тыс. рублей с прошлогодних 88 тыс. Значительное снижение продемонстрировал средний чек по Кипру – 73 тыс. рублей вместо 84 тыс. рублей, а также по Греции – 71 тыс. вместо 77 тыс. рублей. Тунис также подешевел до 67 тыс. с 71 тыс. рублей в прошлом году. То есть по стоимости Тунис приблизился к Турции. Тем удивительнее, что оба прошедших года эта страна удерживает позиции в группе лидеров.
В OTA отметили также растущую популярность стран, традиционно не входящих в первую десятку. По данным Tutu.ru, за год существенно укрепили свои позиции ОАЭ, поднявшиеся с 16 на 11 место в списке популярных направлений. За это же время стоимость путевки в ОАЭ снизилась почти вдвое – со 138 тыс. до 80 тыс. рублей на двоих. Если туроператоры смогут удержать цены по направлению на нынешнем уровне, то турпоток будет расти и в 2018 году. Скорее всего, продолжат расти страны, где внутренние цены можно назвать низкими: Тунис, Вьетнам, Грузия.
Самым востребованным типом размещения среди организованных туристов остаются отели 3*. По данным Travelata.ru, доля таких гостиниц в продажах 2017 года составила 31%, Level.Travel – 42%, Tutu.ru – 43%. Правда, на первых двух ресурсах отметили падение интереса к 3*, зато популярность отелей 5* у их клиентов выросла: в Travelata.ru – с 12% до 24%, в Level-Travel – с 10% до 19%.
На сервисе Tutu.ru путевок в пятизвездочные гостиницы за год продано почти вдвое меньше – 5,9% вместо прошлогодних 9,6% от общего объема. Зато с 9% до 13% выросло число бронирований отелей 2*. Столь заметное расхождение с коллегами-конкурентами, скорее всего, объясняется тем, что у Tutu.ru значительная доля продаж приходится на Россию. На двух других ресурсах, напротив, лучше всего продавалась Турция, где отели высокого уровня пользуются хорошим спросом.
Выход на арену Турции повлиял и на выбор питания организованных туристов. По данным Travelata.ru. каждый второй тур, или 50% от общего числа, приобретался с системой all inclusive (в 2016 году ее выбрали 28%). Туры с завтраками предпочли 27% отдыхающих, а в прошлом году завтраки лидировали с показателем 36%. В Tutu.ru питание all inclusive выбрала четверть клиентов. Популярней оказались здесь только туры с завтраками (31%). Каждый двадцатый путешественник выбрал питание по системе ultra all inclusive, причем популярность такого варианта питания у клиентов портала за год выросла вдвое.
Как подсчитали в Travelata, траты россиян на отдых в 2017 году почти не изменились. 35% туров было приобретено в ценовом диапазоне от 30 тыс. до 60 тыс. – 35% (годом ранее – 31%). От 60 тыс. до 90 тыс. рублей стоили 27% туров, в сумму менее 30 тыс. рублей уложились 16% отдыхающих. Не изменилось число туристов, заплативших за отдых от 90 тыс. до 120 тыс. – 11%. Туры стоимостью от 120 тыс. до 150 тыс. рублей купили 6% туристов, а дороже 150 тыс. – 5% туристов (годом ранее 7%).
По-прежнему треть россиян туры через сервисы онлайн-бронирования покупает в последний момент – за 1-10 дней до выезда. Еще 24% продаются за 11-20 дней до поездки. Почти за месяц планируют путешествие 14% отпускников. И только 2% туристов покупают туры более чем за три месяца.
Еще один общий вывод трех онлайн-тревел агентств: несмотря на финансовые сложности люди все равно готовы тратить деньги на путешествия. И если ситуация останется стабильной, рост продолжится. Подстегнуть рынок, а также решительно «перетрясти» группу направлений-лидеров должен Египет, открытия которого ждут наступающей весной.