Почему внутренний туризм в России отдыхает
Aлeксeй Кoжeвникoв прeдлaгaeт брoсить пoлитику и зaняться экoнoмикoй
Aлeксeй Кoжeвникoв – вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», руководитель комитета по развитию внутреннего и въездного туризма. Специально для читателей HotLine.travel он поделился мыслями о том, что мешает гражданам России увидеть свою страну.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на отдых. Отдыхать у среднестатистического россиянина получается, как правило, не чаще пары раз в году. Это не означает, что он автоматически пополнит ряды туристов, бороздящих просторы России и не только. Есть у развития туризма объективные сдерживающие факторы в виде привычки отдыхать на даче и бедности.
Но давайте вспомним, что, во-первых, туризм – явление внесезонное, а во-вторых, необязательно связанное с дальними переездами. Много ли мы знаем о тех регионах, в которых живём? Интересуемся ли их историей, природными и культурными достопримечательностями? Часто ли посещаем сопредельные области и что знаем о том, чем живут наши соседи? Между тем каждый – без исключений – российский регион обладает джентльменским набором интересных мест и событий, с которыми – хорошо или не очень – работают местные и региональные власти.
Почему не очень? Ответов на этот вопрос может быть несколько – нет стимулов, нет бюджета, некому заниматься, есть более первоочередные задачи и т. д. и т. п.
И вот как получается: есть государственная задача – развитие внутреннего туризма, но дальше лозунгов и громких слов дело движется вяло.
Проблемы в странах, традиционно пользующихся спросом у россиян, не должны убеждать наших чиновников в том, что можно ничего не делать. Что «само пойдёт». Что те, кто отдыхал в Турции или Египте, теперь никуда не денутся с российских курортов. Думать так – наивно.
К слову, на Турцию и Египет по итогам 2014 года приходилась половина всех зарубежных поездок россиян – вообще всех, не только туристических.
Туриндустрия – именно «индустрия». То есть, прежде всего, отрасль экономики, эффективность которой зависит от уровня конкуренции, от качества мер государственной поддержки. Внутренний туризм необходимо развивать с конкретными бизнес-планами на руках и управленческими решениями. В этой отрасли нужны экономические цели, измеряемые цифрами.
Например, довести долю туризма в ВВП к назначенному году до определённого процента. О масштабах отрасли говорит тот факт, что в мировом ВВП доля туризма составляет 10 %. У Египта – порядка 11,3 %. У Греции и Испании – выше 15 %. Для сравнения: у России – 1,5 % ВВП при всех наших красотах, обширной территории, выдающемся климатическом и природном разнообразии.
Возможно, многое могло бы измениться, будь туристическая индустрия выделенной профессиональной отраслью со своим министерством. А так получается, что у семи нянек… Санатории в подчинении Минздрава. За отели отвечает входящий в структуру Министерства культуры Ростуризм. За рестораторов отвечает Министерство промышленности и торговли и т. д. В результате проблемой становится даже получение корректной статистики о количестве россиян, отдыхающих внутри страны, но не на своих дачных участках. Нужны такие механизмы управления туристической отраслью, чтобы зоны ответственности государства и частного бизнеса были чётко определены, чтобы предприниматели могли найти себя в этой сфере, раскрывая собственный потенциал, повышая качество обслуживания в этом сегменте экономики. Туризм – это огромный рынок услуг, который может развивать именно малый и средний бизнес каждого региона.
На этой дороге нам надо ещё очень многому учиться. Например, умению грамотно подавать достопримечательности России для россиян и зарубежных туристов – это базовый элемент, без которого не получится по-настоящему эффективной пропаганды внутреннего да въездного туризма. Взять, к примеру, Петербург и Москву – это главные точки притяжения иностранного туриста в России. По этим городам у туристов есть информация, что и где там смотреть. А многие наши регионы так и не научились рассказывать потенциальным отдыхающим, в чём отличие санатория в Анапе от санатория в Подмосковье.
К тому же при нынешних ценах на внутренние авиаперелёты подавляющему большинству жителей Сибири и Дальнего Востока не добраться до Крыма или Сочи, даже если там будет очень дешёвый отдых.
Другой важный момент – виртуализация туристического рынка. Да, многие по старинке идут к турагенту, но всё больше становится и тех, кто решает вопросы организации своего отдыха через Интернет. С этим трендом нельзя не считаться. И это лишь один из инструментов, которые могут и должны быть использованы для изменения качества отечественной туриндустрии. Далее нас ждут мобильные приложения в этом секторе.
Среди других – создание единого реестра субъектов туристического бизнеса, проведение комплексной аттестации отелей на звёздность. Отдельная проблема – самострои и «бабушка, сдающая домик на лето», – их тоже надо как-то интегрировать в легальный туристический бизнес, не ущемляя законных финансовых интересов.
Чтобы внутренний туризм в России превратился из политического лозунга в прибыльный бизнес, чтобы большинство россиян, как это происходит сейчас, прекратили проводить отпуск дома или на даче только потому, что у них нет денег доехать даже до ближайшего российского курорта или просто живописного места, нужна, как сейчас любят говорить, дорожная карта развития отрасли. С чётким указанием целей и сроков: что, где, когда мы хотим сделать для туристов. Каких финансовых показателей достичь. За что отвечает власть, а за что – бизнес.
Главные задачи:
– превращение туриндустрии в реальную отрасль экономики;
– переформатирование господдержки внутреннего туризма;
– развитие пропаганды внутреннего туризма;
– создание единого реестра и системы категоризации субъектов турбизнеса.
Время политических лозунгов прошло – туризм должен приносить регионам живые деньги, а россиянам незабываемые впечатления. Но для начала необходимо сделать его полноценным сектором экономики.