Пегас Туристик вербует турагентов надомников
Турaгeнтaм-фрилaнсeрaм прeдлaгaют выйти из пoдпoлья. Нaйдутся ли жeлaющиe?
«Пeгaс Туристик» на этой неделе удивил своих розничных партнёров неожиданной идеей: туроператор хочет, чтобы его туры продавали фрилансеры. Их предлагается «прикрепить» к турагентам, чтобы те проверяли их благонадёжность и взамен могли получить больше клиентов. Мнения по поводу перспектив такой схемы сотрудничества неоднозначные.
Обсуждение новой схемы сотрудничества началось на форуме TourDom.ru 20 января, после того как руководство «Пегаса» провело закрытый вебинар на сайте компании. Среди прочих антикризисных идей со стороны туроператора прозвучало предложение внедрить новую схему продаж, предусматривающую участие в одной связке турагентов и фрилансеров, продающих туры в частном порядке.
Гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная в интервью HotLine.travel уточнила, что схема еще только разрабатывается, и предложила использовать термин «частный агент».
«Нам известно, что частные агенты продают туры на дому. Будет лучше, если они смогут это делать открыто, а мы сможем понимать, кто занимается продажей нашего продукта. Для этого мы подключим их к определённым турагентам, согласным с ними работать и в отношении которых у нас есть уверенность, что это сотрудничество состоится», – рассказала Анна Подгорная.
По её словам, частный агент будет иметь удалённый доступ в личный кабинет на сайте «Пегаса», через который он сможет бронировать туры и получать вознаграждение в виде бонуса от туроператора: 5 % от стоимости тура. Использовать его можно только на оплату туров, без возможности обналичивания.
Курирующий частника турагент получит вторую половину комиссии – 5 %. Его задачи в этой цепочке – приём оплаты от туристов, оформление необходимых документов, а также оценка профессионального уровня фрилансера. Это важный момент, так как туроператор заинтересован, чтобы его туры продавали профессионалы. По словам Анны Подгорной, многие агентства сейчас закрываются, менеджеры остаются без работы, но при этом у них сохранилась клиентская база. Именно таких людей и хочет привлечь компания.
Разработку пакета необходимых документов, которые регламентируют цепочку отношений «турист – частный агент – турагент – туроператор» «Пегас» пообещал взять на себя. Однако эксперты отмечают, что бумажный вопрос далеко не самый важный. По словам юриста Александра Байбородина, в случае, если деньги принимает турагент, риск исчезнования фрилансера с деньгами клиентов отсутствует. Однако в процессе общения турагент-частник может неверно донести до него информацию о туре и тем самым невольно «подставить» как своего турагента-куратора, так и туроператора. «Куда важнее человеческий фактор», – делает вывод Байбородин.
Эксперты отмечают, что сама по себе схема сотрудничества с надомниками в туризме не нова и имеет право на существование. Фрилансеры уже несколько лет продают туры через специальный сервис Workle. В своё время он вызвал бурное обсуждение на туррынке, правда, широкого развития не получил. Его недостатками считают как раз эффект испорченного телефона, с которым столкнулись туркомпании, привлекавшие к продажам фрилансеров.
Сейчас ситуация на рынке изменилась. У туроператоров, столкнувшихся с сокращением розничной сети, повысилась мотивация к экспериментированию с новыми каналами продаж или развитию тех, что ещё недавно считались экзотикой. Однако всем участникам цепочки придётся тщательно просчитать все риски. Ведь и к надомникам, и к туроператору могут возникнуть вопросы у налоговой инспекции. По словам аудитора Марии Булатовой, частное лицо, регулярно занимающееся продажей туров, должно быть зарегистрировано как индивидуальный предприниматель или иметь гражданско-правовой договор с работодателем. При этом не имеет значения, в какой форме тот выплачивает вознаграждение, – хоть борзыми щенками. Даже если туроператор вознаграждает частника за услуги некими бонусами, налоговая сочтёт это уходом от налогообложения и всё равно начислит туроператору недополученный НДФЛ, страховые взносы в пенсионный фонд, а также – штрафы и пени. Такие последствия могут возникнуть в случае проверки, поводом для которой может стать, например, жалоба недовольного клиента или просто сигнал от «доброжелателей».
Впрочем, турагенты, которым HotLine.travel предложил прокомментировать перспективы такого сотрудничества, сомневаются в том, что схема получит широкое распространение. С их слов, опытным фрилансерам выгоднее работать с дружественными агентами, делить комиссию и сразу получать за свой труд «живые деньги», а не виртуальные баллы. А как считаете вы? Предлагаем читателям высказать своё мнение в комментариях.