Пасхальные торжества в Италии
Пaсxaльныe тoржeствa в Итaлии
Пoсeщeниe Итaлии нa Стрaстнoй нeдeлe и нa Пaсxу пoдaрит нeзaбывaeмыe впeчaтлeния: от севера до юга на улицах больших и малых городов проходят народные праздники, шествия, религиозные обряды, священные представления, мистерии, которые напоминают о Страстях Господних. Торжества проходят по всей Италии, особенно в Риме, но не только.
Пасха на Сицилии
На Страстной неделе по всей Сицилии от Tрапани до Энны проходит бесконечное число торжественных праздников, ритуалов и молебнов, типичных для стран южного Средиземноморья.
В Tрапaни традиции празднования Пасхи не меняются в течение уже многих столетий. Вот уже более 400 лет каждый год в Страстную пятницу по улицам и переулкам исторической части города проходит Процессия таинств, во время которой проносят скульптурные группы, изображающие Страсти и Смерть Господни. Процессия длится более двадцати четырех часов.
В Кальтаниссетте в четверг на Страстной неделе также походит Процессия таинств, во время которой по городским улицам проносят шестнадцать статуй, изображающих этапы Крестного пути. В Энне в Страстную пятницу проходи процессия, в которой участвуют члены Конгрегаций — так в старину назывались ремесленнические гильдии, появившиеся во времена испанского владычества. Почти две тысячи их представителей (религиозных братьев) в одеяниях своих братств и с капюшонами на головах проносят на больших подносах 25 символов Страстей Господних. Упомянем еще городок Aдрано, где разыгрывают средневековую мистерию “Дьяволата”, а также Taoрмину, Милаццо, Эриче. В Модике можно увидеть священное представление Крестного пути, как и в Минео с его процессией “обнаженных”, в Милителло на Страстной неделе в четверг – ночную процессию Восхождения на Голгофу и на следующий день – священное представление Крестного пути.
Взрыв повозки во Флоренции
Среди самых зрелищных пасхальных событий центральной Италии Взрыв повозки во Флоренции. Этот праздник восходит к временам Первого крестового похода, призванного освободить Гроб Господень из рук неверных.
По легенде одному флорентийскому крестоносцу, первым поднявшемуся на стены Иерусалима, были подарены три небольших обломка Гроба Господня, в настоящее время хранящиеся в церкви Святых Апостолов.
История гласит, что, освободив Иерусалим, в день Великой субботы крестоносцы собрались в церкви Воскресения Христова и роздали всем благодатный огонь как символ очищения.
К этому событию восходит пасхальный обычай флорентинцев приходить в собор и зажигать небольшой факел от священного огня, пламя которого возгорается из искр, высеченных с помощью каменных обломков. Пройдя по городу в факельной процессии, жители города приносили священный огонь в каждый дом.
С течением времени ритуал становился все более и более сложным, был введен обычай развозить священный огонь в повозке, наполненной пылающими углями. С XIV века начали использовать фейерверки, благодаря чему праздник стал известен как Взрыв повозки.
Белые волы перевозят повозку от площади Пьяццале-дель-Прато к церкви Святейших Апостолов, и ракета, выполненная в виде белого голубя, зажигает фейерверки, содержащиеся в повозке.
Для этого от хоров церкви к монументальной повозке протягивается шнур, по которому скользит голубь; после зажжения фейерверков голубка должна сама вернуться к главному алтарю, откуда начала свой путь.
Традиция гласит, что, если взрыв произошел, как задумано, и голубь беспрепятственно вернулся назад к алтарю, Флоренцию ждет удачный год. Этот праздник всегда привлекал огромное количество туристов, горожан и особенно много сельчан из окрестных деревень, которые надеялись на благоприятные предсказания обильного урожая. В последний раз «возвращение голубки» не удалось в 1966 году, запомнившимся ужасным наводнением.
Пасхальные композиции в Бормио
Путешествуя по Северной Италии во время Страстной недели, не упустите возможность познакомиться с пасхальными традициями города Бормио, славящемся своими горнолыжными склонами и термальными курортами.
Пасхальные традиции Бормио уходят корнями в языческие времена, когда весенние обряды должны были обеспечить благоденствие в течение всего года. Во время церемонии происходит благословление пять ягнят, вокруг каждого из них создается праздничная декоративная композиция, одновременно проводятся состязания между городскими районами.
Традиция Пасхальных носилок, называемых «Паскуали», происходит от обычая жертвоприношения агнца.
Действительно, первоначально «паскуали» представляли собой конструкции, на которых жители различных районов города помещали агнца, приносимого в жертву Богу.
Стремление украсить, богато убрать свою пасхальную жертву превратило этот обычай в самое настоящее соревнование, сохранившееся до наших дней.
Сегодня «паскуали» представляют собой аллегорические композиции на религиозные темы. Эти композиции изготавливаются жителями Бормио, которые разделены на пять районов (Маджоре, Доссоровина, Бульо, Комбо, Доссильо), вызывающих друг друга на соревнование во время пасхальной процессии.
Праздничные композиции являются замечательными произведениями ремесленного искусства и размещаются на больших деревянных носилках. В их создании, начинающемся после Рождества, участвуют все жители Бормио. Эти работы окружены особой секретностью, никто не имеет права увидеть или узнать заранее, какими будут композиции соперников.
В день парада выигрывают носилки, получившие наибольшее количество очков на основе нескольких показателей: красота композиции, ее религиозное значение и качество изготовления.
Бег Ангела на Искье
Торжества, проходящие на Страстной неделе на острове Искья в Неаполитанском заливе, уходят корнями в глубокую древность.
Вдоль главной улицы городка Форио, самого крупного из шести коммун острова, ближе к полудню пасхального воскресенья можно увидеть мистерию «Бег Ангела», устраиваемую Архибратством церкви Санта-Мария-Визитаповери на площади перед зданием мэрии.
Представление, посвященное встрече Богородицы с Воскресшим Сыном, восходит к XVII веку, периоду католической реформации, когда были крайне популярны мистерии на евангельские сюжеты, такие как Рождество, Страсти Господни, Воскресение.
В представлении принимают участие четверо главных героев: воскресший Иисус, Дева Мария, святой апостол Иоанн, в роли которых выступают три деревянные статуи, выполненные в середине XVIII века, и Ангел (и в этом случае речь идет о позолоченной деревянной скульптуре, вырезанной в мастерской Франческо Моллика около 1620 г.).
Сегодня оригинал статуи больше не принимает участия в представлении, его место заняла более поздняя копия, но подлинную фигуру все еще можно увидеть в церкви Архибратства.
Действие разворачивается во время шествия, следующего по главным улицам города: статуи медленно приближаются друг к другу, пока Дева Мария, лицо которой покрыто белой вуалью, не встречает воскресшего Христа, в этот момент ее покрывало спадает, с балконов летят разноцветные конфетти и раздается звон колокольчиков.
Теперь Ангелу предстоит пробежать к Христу и к Деве Марии, хор повторяет гимн Царице небесной «Regina Coeli», Ангел делает три поклона и возвращается к колокольне: Иисус воскрес и посылает своего Ангела сообщить эту весть Матери, направляющейся в сопровождении апостола Иоанна к гробнице Иисуса.
Провозглашая весть о Воскресении, Ангел трижды совершает путь от Иисуса к Марии.
В этом обряде, сочетающем религиозность и фольклорные традиции, можно живо почувствовать дух острова Искья и ее народа.
Обряд встречи в Олиене
На Сардинии обряды Страстной недели отличаются яркостью и самобытностью, самым необычным из них является С’Инконтру, что означает «встреча», который проходит в Олиене. Городок находится на границе района Барбаджа-ди-Оллолай в 10 км от Нуоро.
Во время церемонии группа женщин снимает статую Иисуса с креста, и последующие дни все горожане проводят в поисках Воскресшего Христа, останавливаясь во всех городских церквях, вплоть до субботы, когда они обретают статую вновь.
В Пасхальное воскресенье статуя Мадонны также пускается в путь в поисках Христа, их встреча состоится после того, как процессия дважды обойдет улицы городка.
Во время совершения обряда участники носят традиционные костюмы, в то время как горожане, не принимающие участия в процессии, смотрят на нее с балконов, готовясь отпраздновать Воскресение.
Когда Христос и Дева Мария встречаются, празднества разгораются с новой силой, и в конце шествия статуи Христа и Девы Марии вносят в церковь, где начинается Пасхальная месса.
Крестный путь в Риме
Безусловно, самое важное пасхальное событие в Италии — Крестный ход, который проходит в Риме вечером в Страстную пятницу. Службу ведет сам понтифик в окружении народа на протяжении всего пути от Колизея до храма Венеры.
Крестный ход воспроизводит последние драматические события, связанные со Страстями Господними и описанные в Евангелиях, его называют также восшествием на Голгофу, гору, на которой Христос принял крестные муки.
В Риме Крестный ход отличается точностью воспроизведения событий, на последнем отрезке пути, у монастыря святого Бонавентуры на Палатинском холме, создается особая одухотворяющая атмосфера. Среди руин древнего города и сосен верующие чувствуют себя соучастниками разворачивающегося действа.
Папа лично несет крест от стояния к стоянию или наблюдает из ложи на Палатинском холме, когда крест несут другие. Каждый год одного человека или группу людей просят написать тексты размышлений, которые будут зачитываться при каждом стоянии.