Организаторам рафтинга в Сочи перекрыли кислород
Экстрeмaльный туризм нa курoртe oбъявлeн внe зaкoнa
Минувшим лeтoм устроители рафтинга в сочинских горах были вынуждены работать под новыми именами. Из пяти компаний, давно занимающихся этим бизнесом и фактически поделивших рынок между собой, одной пришлось вовсе свернуть деятельность. Под давлением проверяющих из разных ведомств экстремальные виды развлечений для туристов оказались в загоне. Чем руководствовались чиновники – безопасностью отдыхающих или иными мотивами?
Безопасность побоку?
Череда проверок сочинских компаний, организующих рафтинг, началась еще летом-2016 – вскоре после трагедии на Сямозере в Карелии, когда на воде погибли 14 школьников из детского лагеря.
Инспекции нагрянули к устроителям не только детского отдыха, но и спортивного экстрима для туристов, – рассказал HotLine.travel Андрей Баталов, руководитель одной из фирм, предлагающих сплавы по реке Мзымта.
Так как ни в Водном кодексе РФ, ни в другом российском законодательстве нет жестких требований к квалификации инструкторов, экипировке и т. д., проверяющих нисколько не интересовали меры по обеспечению безопасности в рафтинговых компаниях. Хотя вопрос далеко не праздный – в отсутствие четких стандартов лишь единицы уделяют этому должное внимание.
«Похоже, перед чиновниками стояла иная задача – прикрыть наш бизнес по любым надуманным формальным основаниям, – предполагает руководитель фирмы. – Ведь это проще, чем разработать и внедрить специальные регламенты для организаторов рафтинга и других видов активного отдыха».
Чья река?
Региональный Росприроднадзор потребовал от рафтинговых компаний предъявить договор на водопользование. Хотя все предыдущие годы проверяющим инстанциям было достаточно контракта с сочинским национальным парком и пакета документов на оказание туристических услуг. Ведь согласно Водному кодексу РФ договор водопользования не нужен при эксплуатации маломерных судов, к которым относятся и рафты или катамараны для сплавов.
Тем не менее в октябре 2016 года суд запретил четырем сочинским предпринимателям вести «деятельность, связанную с самовольным занятием реки Мзымта». Обращения в арбитраж ни к чему не привели.
Договор водопользования, обязательность которого в их случае оспаривают рафтинговые фирмы, означает еще и дополнительные платежи. Они попросту неподъемны для микробизнеса – организаторы рафтинга в Сочи даже юрлиц не имеют, все работают в форме ИП.
Летом-2017 три из четырех компаний вернулись на рынок, перерегистрировавшись на других лиц. Однако сезон получился провальным. «После судебного решения, поставившего нас вне закона, со мной прекратили сотрудничество курорты «Роза Хутор» и «Горки Город». А Сочи исключил рафтинг из своей рекламы, что усложняет и удорожает продвижение наших услуг», – говорит Андрей Баталов. Рафтинговые фирмы теперь работают фактически на птичьих правах – до очередной инспекции.
Пятый – не лишний
Возвращаясь к событиям лета-2016, добавим – к одной рафтинговой компании у проверяющих не возникло никаких претензий. Административного дела не возбудили, штрафов не выписали, хотя у неё, как и у всех остальных сочинских фирм, договора водопользования не было. Уж не ставилось ли истинной задачей инспекций – убрать с рынка конкурентов этого игрока? – предполагают эксперты.
Кто следующий?
Рафтинговые фирмы – не первые из устроителей экстремальных активити, по которым в Сочи прошелся административный каток.
Ранее на курорте сделали фактически невозможной работу компаний, устраивающих джип-туры. Те использовали, как правило, отечественные автомобили, которые подвергали техническим переделкам, чтобы улучшить проходимость и другие характеристики. Шаг вынужденный, потому что у иномарок слишком долгий срок окупаемости. Однако ГИБДД стала устраивать настоящие облавы – машины арестовывали, так как вносить изменения в конструкцию запрещено. Организаторам джиппинга пришлось перенесли свой бизнес из Сочи в соседнюю Абхазию.
Эксперты не исключают, что в перспективе гонениям могут подвергнуться и другие компании, чьи сервисы для туристов связаны с повышенным риском травматизма, – от парапланинга до конных прогулок. Единственный выход – разработка стандартов и регламентов, которые четко оговаривали бы требования к организаторам. «Это и вопрос безопасности клиентов, и добросовестной конкуренции. Ведь сейчас, в отсутствие каких бы то ни было правил многие фирмы ради удешевления своих услуг безнаказанно экономят на всём, – не заботясь ни о жизни и здоровье туристов, ни о собственной репутации», – говорит Инна Экзархо, владелец агротуристического комплекса «Экзархо Сочи».
По словам Андрея Баталова, определенные подвижки в разработке стандартов намечаются, пока – на региональном уровне. В сочинской администрации ему дали предварительное согласие посодействовать в подготовке регламента по рафтингу. Отношением руководства курорта к ситуации вокруг экстремальных активити поинтересовалась и редакция HotLine.travel. Руководитель управления по курортам и туризму администрации Сочи Сергей Донорат в телефонном разговоре с нашим корреспондентом назвал тему «актуальной» и пообещал дать комментарии, взяв паузу на консультации с коллегами. Однако больше на связь не вышел.