Обратная сторона Booking.com
Сaмoтуристы вынуждeны изoбрeтaть спoсoбы сaмoзaщиты
Пoслe скaндaлa в сoцсeтяx кoмпaнии Booking.com пришлoсь удалить из своей базы апартаменты в Санкт-Петербурге, владелец которых исчез, неправомерно списав деньги с туристки. Однако о хэппи-энде говорить не приходится. Сомнительные предложения по-прежнему активно рекламируются под разными названиями, а это значит, что скандалы будут повторяться. Самотуристы вынуждены изобретать способы самозащиты.
История, которая наделала много шуму в соцсетях, подробно описана в статье «За что в ответе Booking.com».
Туристка из Москвы Наталья Мышкина забронировала через этот сервис размещение в апартаментах Get Booking в Санкт-Петербурге. Вопреки информации на сайте владелец списал с неё всю стоимость проживания, а в день заезда просто не вышел на связь. В результате туристке с маленьким ребёнком пришлось экстренно искать крышу над головой. Пообщавшись со службой поддержки, она выплеснула возмущение в Facebook, где публикация набрала сотни комментариев и перепостов.
Редакция HotLine.travel обратилась за разъяснением в пресс-службу Booking.com, обратив внимание, что на момент вспыхнувшего скандала сомнительные предложения всё ещё были представлены на сайте Booking.com, а также на других сайтах, причём с разными адресами. И недавно получила ответ.
«Следуя нашим правилам, мы постарались найти подходящую альтернативу. Однако в этот период выбор жилья поблизости был очень сильно ограничен, так как в городе проходило крупное мероприятие, поэтому г-жа Мышкина приняла решение забронировать жильё с помощью другого сервиса. В то же время ранее забронированный объект размещения несправедливо списал средства у г-жи Мышкиной за услугу, которая не была оказана. Мы, безусловно, осуществим ей полный возврат средств за это бронирование. Кроме того, мы провели расследование в отношении объекта размещения и навсегда исключили его из базы Booking.com, чтобы избежать подобной ситуации с другими нашими пользователями», – сообщается в ответе пресс-службы Booking.com.
Тем не менее хэппи-энда не получилось. В редакцию HotLine.travel обратилась ещё одна туристка, которая сообщила, что оказалась в аналогичной ситуации и сейчас тоже добивается возврата средств от Booking.com.
Как оказалось, Trinity apartments, о которых пишет Лилиана, – это ещё одно название всё тех же апартаментов Get Booking. Фото одни и те же. Разница в адресах. Booking.com уверяет, что квартира находится на Троицкой пл., 1.
Сайт Turister пишет, что это Владимирский просп., 7.
Фото из этой же подборки можно найти на Travel.ru, только там заявляют, что эти интерьеры принадлежат некому отелю «Ампир» на Московском просп., 145.
К слову, такая же фигня и на сайте Ostrovok.ru.
Сравните: фото одни и те же, а адреса разные. То, что на «Островке» называетcя D&L Apartments по адресу ул. Моховая, 44, – это апартаменты Get Booking на ул. Рубинштейна, 11, фотографии которых уже выпилил со своего сайта Booking.com.
Вывод напрашивается такой – видимо, людям морочит голову одна и та же команда риэлтеров, которые публикуют фото на разных сайтах. Туристов привлекают подборкой красивых фотографий, а реальность оказывается иной. По факту предлагают разместиться совсем в других местах, да и то – если администратор соизволит ответить на звонок.
Самое главное, что скандалы с незаселением будут продолжаться, так как зарегистрированные за рубежом сайты-посредники вроде Booking.com не имеют возможности контролировать информацию от объектов размещения и честно об этом предупреждают в правилах пользования. А на них мало кто обращает внимание. Претензии в таких ситуациях с точки зрения закона предъявить некому.
В соцсетях туристы делятся лайфхаками на тему того, как минимизировать риск незаселения при самостоятельном бронировании.
Лайфхаки от самотуристов
1. Обязательно связаться с хозяином апартаментов или администрацией отеля до отъезда к месту отдыха и убедиться, что бронирование действительно получено. Если ответа нет – немедленно отменять заказ.
2. Не бронировать апартаменты, так как всегда есть риск нарваться на неадекватных хозяев.
3. Бронировать без предоплаты. Если это невозможно, см. п. 4.
4. Использовать для бронирования отелей пластиковую карточку с минимальной необходимой суммой. Если объект списывает в качестве предоплаты больше, чем оговорено в условиях бронирования, – немедленно жаловаться в службу поддержки.
5. Ну и, пожалуй, самый главный вывод, к которому пришли некоторые туристы, – не пользоваться Booking.com и его аналогами вообще.
Кстати, с этими выводами согласны и специалисты, к которым мы обратились за комментариями. Они отмечают, что Booking.com и аналогичные ему сайты удобны для поиска вариантов размещения, но далеко не всегда подходят для бронирования.
«В принципе можно найти сайт отеля и написать напрямую и даже попросить о скидке, потому что на Booking.com берётся комиссия от 15 %. В большинстве случаев отель с удовольствием соглашается на скидку и иногда даже может не потребовать от вас предоплаты. Это ещё и способ сэкономить», – отмечает Леонид Пустов, сооснователь сообщества Travelstartups на Facebook. А Игорь Козлов, гендиректор ClickVoyage, призывает обращаться к профессионалам. «Туроператоры создали собственные сервисы по бронированию отелей, билетов. Эти сервисы в 50 % случаев обыгрывают агрегаторов по цене. Профессионалы найдут вам лучшие предложения с регистрацией, правильным подбором багажа, выбором места. Агрегаторы часто не учитывают варианта перелёта со стыковкой больше 24 часов, а разница в цене в этом случае может составить до 30 %. Агрегатор не покажет этих вариантов. Агрегатор не расскажет, что рядом с отелем идёт стройка, что он ориентирован на итальянцев, там меню на итальянском языке и весь персонал говорит только на итальянском и т. д.», – говорит эксперт.
После того как эта статья была опубликована, в группе HotLine.travel на Facebook развернулась оживлённая дискуссия. Читатели заметили, что перечисленные лайфхаки не дают 100 % гарантии защиты от описанных проблем. За интернет-сайтом отеля, например, вполне могут скрываться мошенники. Сбои с размещением случаются и при бронировании через туроператоров. Доверие к организованному туризму к тому же подорвано чередой банкротств, случившихся в 2014 году. Для туристов важно не только отсутствие накладок, которые неизбежны при больших объёмах работы, но и то, как решаются проблемы. Тот, кто умеет это делать быстро и эффективно, сохранит и доверие клиентов.