Наедине со всеми
Интeрвью с Дмитриeм Шeвчeнкo нaкaнунe 25-лeтнeгo юбилeя ICS Travel Group
Дмитрий Шeвчeнкo – нe любитeль пaфoсныx юбилeйныx рeчeй и вooбщe чeлoвeк сдeржaнный. Тем интереснее было побеседовать с ним не только о работе, но и о личном. О риске, о предпринимательском драйве, о человеческих отношениях в бизнесе и о том, где брать энергию, чтобы 25 лет развивать и сохранять компанию, нести ответственность за полторы сотни сотрудников и тысячи клиентов. В финале мы не удержались от вопроса: что будет с отраслью в ближайшей перспективе? Интуиции и опыту бизнесмена, который четверть века в этой игре, пожалуй, можно доверять.
Дмитрий Петрович, поскольку мы встречаемся в преддверии юбилея компании, то неизбежен вопрос: как вы пришли в туризм? Предвижу ответ: «Это получилось случайно». Так?
Да, фактор случайности сыграл определенную роль. Представьте себе: начало 90-х – другая страна, другая жизнь… Тогда еще только-только открылись границы и в Россию поехали первые иностранные туристы. Им нужен был сервис – визовая поддержка, аккредитация, номера в гостиницах, получить которые было непросто.
Так получилось, что мы с моим партнером поймали именно эту волну в потоке открывшихся тогда перспектив и возможностей. Постепенно образовались связи с иностранными партнерами и компаниями, и мы этим воспользовались, когда появился спрос на поездки за границу со стороны наших соотечественников. Первые существенные объемы туристов ICS Travel Group стала отправлять на Кипр, в Болгарию и Египет.
Кипр и Болгария до сих пор являются нашими базовыми направлениями, где мы удерживаем позиции, несмотря на все кризисы и конкурентные обострения.
Возвращаясь к самому началу… Правда, что тогда были сверхприбыли?
Правда, были. Но и риски были сумасшедшими – на рынке царил хаос, многие из тех, кто предлагал чартеры, авиабилеты, автобусную перевозку и т. д., бесследно исчезали с деньгами заказчиков. Я помню многочисленные ситуации, когда можно было всё потерять… Но нашу компанию спасло то, что мы не бросались в откровенные авантюры. Ошибки совершали, да, но они не были фатальными.
Думаю, что именно в этом заключается формула жизнестойкости и успеха всех других туроператоров, которые начинали одновременно с ICS и по сей день работают. Умение идти на риск осознанно, не теряя головы в погоне за прибылью.
Вы, кстати, не производите впечатления человека, склонного к риску…
Кто не рискует, тому здесь делать нечего. Туристический бизнес настолько сложный, многофакторный, это постоянно меняющаяся среда, на которую влияют абсолютно все события мировой политики, экономики, социальной жизни. Не говоря уже о том, что мы имеем дело с субъективными ожиданиями и впечатлениями людей – ведь каждый представляет себе идеальное путешествие по-своему. Словом, риск и неопределенность – это повседневный контекст нашей жизни.
Где же для вас предел допустимого риска?
Каждый раз, принимая решение, насколько оправдан риск, руководствуешься внутренним ощущением и накопленным, к счастью, негативным и позитивным опытом. Ищешь баланс между тем самым коммерческим риском и собственными ресурсами, которые можно задействовать, если обстоятельства сложатся не в твою пользу.
Многие из тех, кто нарушил этот баланс, стремились к лавинообразному росту, к быстрому захвату доминирующих позиций на рынке – именно они в итоге потерпели крах и ушли. Практика подтвердила, что развивать бизнес надо ступенчато, как мы в ICS всегда и делали.
Можете припомнить переломные моменты в истории ICS Travel Group, когда решалась судьба компании?
Один из первых таких моментов – это переход от работы с групповыми авиабилетами регулярных перевозчиков к блокам на чартерных авиарейсах. Потом – к формированию собственных чартерных программ в партнерстве с авиакомпаниями «Континентальные авиалинии», «Атлант-Союз», «Скай Экспресс». Всё это было в новинку, никто не понимал, как же так – брать финансовые обязательства на длительный период. Но мы шли на это, и Бог нас уберег, нам везло с партнерами – они оказались порядочными… Хотя пены на рынке по-прежнему было очень много.
Еще один момент истины наступил, когда мы оказались в заложниках растущих амбиций «Трансаэро», была развязана война между этой авиакомпанией и «Аэрофлотом» и S7 за доминирование по Кипру, Болгарии и другим направлениям. Рейсы, на которых мы летали в эти страны, были остановлены, и нам в ходе сезона пришлось пересаживаться на борта «Аэрофлота» и Bulgaria Air. Следующий вызов – стремление самого «Аэрофлота» структурировать туроператорский бизнес, накладывать на партнеров завышенные риски по блочным контрактам… Было сложно, но мы преодолели и это. В дальнейшем одним из знаковых решений был переход на постоянные партнерские отношения с авиакомпаниями «Уральские авиалинии» и «Ямал».
И еще один острый момент в жизни ICS Travel Group – банкротство Alma Tour, нашего основного принимающего партнера в Болгарии с 2007 по 2011 год, и некорректное отношение в сложившейся ситуации со стороны авиакомпании Bulgaria Air. Пришлось за свой счет повторно оплачивать отдых и перевозку полутора тысяч клиентов… Для нас не стоял вопрос, оправданы ли такие убытки. Мы слишком дорожим своей репутацией в профессиональной и клиентской среде. Доверие агентов – одна из двух первостепенных ценностей в бизнесе для меня.
А какая вторая?
Люди. Я изначально понимал и сейчас подтверждаю: кадры решают всё, это правда. Из пятерых человек, с которыми я четверть века назад начинал бизнес, трое до сих пор остаются в компании. Многие сотрудники работают у нас по 15–20 лет и больше, они связали свою жизнь с ICS Travel Group, я это очень ценю.
Современные гуру в сфере HR учат, что текучка кадров – явление нормальное и даже позитивное. «Человек, проработавший в компании больше 10 лет, – это уже кандалы для руководителей. Он выгорает, не развивается, но ждет к себе особого отношения», – так сказал один очень авторитетный в туризме бизнес-тренер…
Здесь опять же важен баланс. Коллектив – живая среда, которая не может быть закостенелой, и да, люди выгорают, надо искать для них мотивацию к новым достижениям, при необходимости принимать жесткие решения. Но в целом я за то, чтобы сотрудники чувствовали себя защищенными в компании. И я дорожу людьми, которые прошли со мной сложные времена – три финансовых кризиса, многократные обрушения валют, законодательные пертурбации. Они доказали лояльность к компании в разных ситуациях. И мне важно понимать, что за мной стоят люди, которые готовы продолжать со мной этот бизнес.
Дмитрий, а сами вы как сохраняете драйв на протяжении десятилетий?
Управление компанией, которую ты сам создал, похоже на семейную жизнь. Вот, допустим, у вас есть ребенок, с ним порой непросто, он подбрасывает вам всё новые и новые задачи и проблемы, которые вы решаете. Иногда устаете, но не приходит же вам в голову мысль: «Что-то я чувствую выгорание. Наверное, воспитание ребенка – не мое. Не заняться ли чем-нибудь другим?» Точно также и собственная компания. Чем сильнее вкладываешься, тем больше хочешь всё это сохранить.
Кроме того, в туризме есть одна очень хорошая вещь, которая всегда подпитывает меня энергией. Наш рынок – очень экстравертный, это постоянно меняющаяся картинка, новые встречи, впечатления… Всё это делает жизнь интересной и просто не может надоесть ни за 25 лет, ни даже за полвека.
Один мой друг, владелец строительной компании, как-то сказал: «Какой же сложный этот туристический бизнес, зато какие интересные люди! А у нас наоборот – бизнес хороший, но люди скучные».
Что вас еще увлекает в жизни, кроме бизнеса?
Люблю волейбол, и это, кстати, очень четко характеризует мой стиль мышления, отношение к жизни. В этом виде спорта ярко проявляется человеческая индивидуальность в коллективном взаимодействии – вы можете быть сто раз звездой, но для успеха не обойтись без хорошей команды. Как в туристическом бизнесе.
Люблю путешествия, конечно же. Казалось бы, меня уже трудно чем-то удивить, но… Утро в Доломитовых Альпах, на заснеженных склонах… Или рассвет в Венеции, где просыпается и начинает жить своей жизнью Гранд-канал… Или чаепитие на Ямале, посреди бесконечной тундры, в чуме стариков-ненцев, где почему-то играет полонез Огинского… Такие моменты навсегда остаются в твоей жизни и в чем-то ее неуловимо меняют.
Дмитрий, в заключение можно ваш прогноз относительно дальнейшего развития рынка? Что подсказывает вам интуиция, помноженная на опыт?
Я считаю, длительных периодов экономического роста больше не будет, и единственное, что всем гарантировано, – неопределенность во всем. Кто сумеет к этому адаптироваться, тот будет успешен. По моему мнению, самая жизнеспособная модель туроператорского бизнеса, если вкратце, – постоянно подстраиваться под меняющуюся ситуацию. Именно по этой схеме мы строим и развиваем компанию.
На правах рекламы
Иллюстрация HotLine.travel