Надо ли повышать требования к туроператорам по России?
91 % учaстникoв фeдeрaльнoгo рeeстрa зaстрaxoвaны всeгo нa 500 тысяч рублeй
Бурное развитие внутреннего туризма может обернуться проблемами как для туристов, так и для компаний, которые занимаются их обслуживанием. Вместе с турпотоками на этом рынке пропорционально растут и риски невыполнения обязательств перед клиентами. Однако в отличие от выездного туризма сфера туризма внутреннего практически не оставляет туристам шансов на возмещение потерь.
В августе внимание профессионалов привлекло заявление туроператора «Крымские курорты». Компания уведомила своих партнёров-турагентов о том, что в период с 4-е по 11-е число не сможет принять туристов, уже оплативших размещение в Крыму. Им предлагалось приостановить отправку клиентов и перенести даты заездов на 12 августа и позже. Однако в оговорённые сроки решить проблему не удалось – компания не предоставила оплаченных услуг, ссылаясь на финансовые трудности. По состоянию на 17 августа ситуация находилась в развитии: представители некоторых турагентств уже обратились в полицию, хотя руководство туроператора от переговоров не устранялось и обещало компенсировать туристам их потери.
По информации турагентств, под угрозой оказался отдых нескольких десятков человек. Если «Крымские курорты» не смогут выполнить своих обязательств, этим людям придётся обращаться в суд или страховую компанию. Несмотря на то что в реестре туроператоров фирма представлена двумя юрлицами, совокупный размер их финансового обеспечения по двум договорам с СК «Согласие» составляет всего 1 миллион рублей. Нетрудно подсчитать, что при средней стоимости недельного тура 50 тысяч рублей на двоих этих денег хватит на выплату компенсаций только по 20 турам.
Дело в том, что согласно Закону «Об основах туристской деятельности в РФ» для работы на внутреннем рынке туроператору достаточно иметь страховку всего на 500 тысяч рублей. Для сравнения – туроператор выездного туризма обязан страховаться минимум на 30 миллионов, а также ежегодно отчислять ещё 100 тысяч рублей в «Турпомощь» для обеспечения экстренного возврата туристов в случае неплатежеспособности.
С 1 января 2017 года требования к туроператорам выездного туризма вырастут ещё больше: минимальная страховая сумма увеличится до 50 миллионов рублей, кроме того, каждый участник рынка обязан сформировать фонд персональной ответственности.
Финансовые требования к компаниям, которые специализируются на отдыхе в России, не изменились.
При этом количество туроператоров выездного туризма за последние полтора года сократилось в разы. Например, если в январе 2015 года в «Турпомощи» числилось 1 746 туроператоров выездного туризма, то в мае 2016-го – всего 634. Зато количество компаний, занимающихся внутренним туризмом, исчисляется тысячами. По состоянию на август 2016 года в реестре туроператоров числится 3 690 юрлиц, застрахованных на минимальную сумму в 500 тысяч рублей.
Структура Единого федерального реестра туроператоров
(по информации Ростуризма)
По мнению некоторых экспертов, такая диспропорция может стать потенциальной проблемой, так как потребители внутреннего турпродукта с правовой точки зрения оказались менее защищёнными, чем те, кто ездит за границу.
Надо ли ужесточать условия работы туроператоров по внутреннему туризму? Это вопрос, который требует обсуждения. С одной стороны – да, иначе получается как минимум несправедливо, а как максимум – потенциально опасно для туристов. Если какой-то из туроператоров по России разорится (а такие случаи уже были – достаточно вспомнить «Астравел». – Ред.), вспыхнет скандал.
С другой стороны – тотальное повышение планки финансовых гарантий для игроков внутреннего рынка вряд ли оправдано. Подавляющее большинство из этих 3 690 юрлиц с минимальными страховками – это региональные туроператоры с очень скромными объёмами работы и минимальными финансовыми рисками. Они не фрахтуют чартеров, не выкупают блоков мест в отелях. В их деятельности зачастую больше энтузиазма, чем бизнеса. По-настоящему крупные игроки – это, как правило, многопрофильные туроператоры, чья деятельность уже подпадает под законодательные изменения, вступающие в силу с 1 января.
Тем не менее оставить ситуацию «как есть» тоже неправильно. Как показывает пример «Крымских курортов», рынок внутреннего туризма – это практически неконтролируемая «чёрная дыра», где чья-то ошибка или просто безответственность может стать предвестницей крупных скандалов, подрывающих имидж внутреннего туризма. Туроператоры, которые работают на рынке профессионально, уже обращали внимание Ростуризма на потенциальную проблему. Какие именно инициативы могут последовать – пока неизвестно. Ожидается, что тему возможных законодательных изменений в сфере регулирования внутреннего туризма обсудят на круглом столе, который состоится в Красной Поляне в ходе Международного туристического инвестиционного форума ITIF-2016.