Лучшие курорты Крыма хотят передать в федеральное управление
Прeдлoг – зaбoтa oб экoлoгии. Кaкoвa истиннaя цeль?
Aвтoр идеи – Российская академия народного хозяйства (РАНХиГС). Специалисты этой организации предупреждают: антропогенная нагрузка на Южный берег Крыма столь высока, что угрожает превратить уникальную природную зону в урбанизированный спальный район летнего жилья. Чтобы остановить этот процесс, предложено передать самые ценные курортные территории полуострова под прямое управление Федерального центра в рамках проекта «Всероссийская здравница». Предполагается, что курировать проект будет рабочая группа под руководством самого президента РФ, главы правительства или вице-премьера.
Каковы же могут быть конкретные действия по спасению Крыма и чем они обернутся для туризма?
В первую очередь, РАНХиГС призывает дать Южному берегу Крыма особый охранный статус – в пределах городских округов Алушта, Судак и Ялта – и ограничить здесь хозяйственную деятельность. Остановить «сверхэксплуатацию» природных, рекреационных ресурсов и массовую застройку прибрежной полосы, которая расцвела после распада СССР. Новое строительство следует разрешить только там, где земля уже освоена человеком, уверены в академии.
Под реновацию могут пойти промышленные зоны, гаражные кооперативы, ветхое и аварийное жилье. Одновременно предлагается ввести «механизмы, повышающие издержки владения жильем для иногородних и временно проживающих», в том числе увеличить налоги.
Завершить снос уже имеющихся в Крыму незаконных строений, «создающих угрозу природным объектам и природным ландшафтам», в РАНХиГС предлагают к 2020 году, а чтобы не допустить самостроя в будущем, перевести все свободные участки в категорию особо охраняемых территорий, заплатив собственникам компенсации.
Еще одна инициатива – закрыть частному автотранспорту въезд в центральные части населенных пунктов, а также на всё южное побережье в пределах 100 м от моря. Исключение – для общественного и спецтранспорта.
Все эти предложения содержатся в концепции РАНХиГС. По данным РБК, полностью доклад будет представлен на ближайшем Гайдаровском форуме, но некоторые его положения уже учтены в рамках стратегии ЦСР.
Воздушные замки
Эксперты туристического рынка инициативу РАНХиГС восприняли скептически. «Хоть в какое ведомство отдай управление ЮБК, толку не будет, пока не разработана стратегия развития региона с дедлайнами и ответственными», – отмечает директор по развитию курортного комплекса «Ливадийский» Вита Саар.
Согласен с ней и генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его словам, пока предложенные меры – лишь набор идей, часть которых теоретически может быть когда-то реализована, часть – нет. Но сейчас все они подвешены в воздухе и не вписаны не только в отсутствующий план развития Крыма, но даже в его географию.
Так, непонятно, в каких местах специалисты академии предлагают что-то строить или вводить запреты, о каких объемах строительства идет речь, как это увязано с текущей застройкой и концепцией городов-курортов.
ЮБК сейчас действительно очень плотно застроен, и если развивать курорты масштабно, то многочисленные частные объекты, естественно, будут мешать, соглашается эксперт. Но пока тот объем мест, что уже есть, позволяет спокойно принимать имеющийся поток туристов и нет особых предпосылок к его большому росту. «Если пафос этого предложения в том, чтобы сказать частникам: уходите с этой земли, мы тут сейчас будем строить чудо-город, то так просто этот вопрос не решается, – замечают эксперты. – Частники не уйдут. Смена концепта не решит вопросов земельного пользования и старой застройки».
Такие же проблемы возникали при строительстве объектов для Олимпиады в Сочи. И частники очень тяжело уходили со своей земли, из своих домов, при том что их и было-то буквально несколько сотен семей. Здесь же и цифры совсем другие, и договариваться будет гораздо сложнее.
По словам Сергея Ромашкина, сейчас порядка 300 рекреационных объектов ЮБК требуют реновации, поэтому для начала лучше озаботиться их ремонтом. «Вламываться в Ялту, где очень плотная городская застройка, выбивать оттуда частников – бессмысленно. Это только создаст социальное напряжение. Такие революционные подходы действуют, скорее, на разрушение привычной социальной и курортной среды», – говорит он.
Сомнительно и преждевременно
Что же касается незаконного строительства, де-факто оно и так заморожено уже 1,5–2 года указом главы региона Сергея Аксёнова, который призвал провести масштабную ревизию всех новых объектов – уже возведенных и еще недостроенных. И все инвесторы, даже мелкие частники, взяли паузу.
К тому же масштабное строительство на полуострове сейчас нелогично и с экономической точки зрения. Пока не проведена вторая ветка Крымского моста с железнодорожными путями, затруднен подвоз строительных материалов и они стоят намного дороже, чем на другой стороне Керченского пролива.
Получается, что в РАНХиГС слегка опережают события и предвосхищают состояние будущей застройки.
И уж совсем странным выглядит предложение закрыть крымское побережье для частных автомобилей. Интересно, на каком опыте оно основано? Нет в мире курортных городов, где действуют подобные запреты, уверяют эксперты. Ограничения на парковку возможны, но проехаться вдоль пляжа нигде не запрещено.
В целом идеи РАНХиГС кажутся специалистам турбизнеса оторванными от реальности и как минимум преждевременными. Зампред Совета министров Республики Крым Дмитрий Полонский в интервью РБК пригласил представителей РАНХиГС приехать в Крым и поработать «в крымских условиях». «Я думаю, что когда теоретики столкнутся с практикой, то, возможно, у них самих возникнут вопросы о том, чтобы поменять или обновить кого-то в своей команде», – резюмировал Полонский.