Летим – не летим? Чартерная лотерея «ВИМ-Авиа» продолжается!
Бoльшaя чaртeрнaя лoтeрeя и ee пoслeдствия
Ужe пoлмeсяцa туристичeскaя oтрaсль стрaдaeт oт чaртeрныx кoнвульсий «ВИМ-Aвиa». Туроператоры героически взяли все последствия на себя – терпят финансовые убытки, а также имиджевый урон. Скандал рикошетом бьет по репутации всего рынка. Руководители же самой авиакомпании, похоже, не испытывают особого дискомфорта, продолжают держать в подвешенном состоянии партнеров и заявляют, что туристам ничего не должны.
Подведем итог произошедшим событиям и заглянем в будущее – попробуем сделать оргвыводы на перспективу.
Летим – не летим?
Читая оперативные сводки о ситуации вокруг «ВИМ-Авиа» на TourDom.ru, задаешь себе вопрос: почему до сих пор продолжается этот хаос? За две недели авиакомпания не смогла даже наладить нормальную коммуникацию с партнерами. До сих пор не обнародовано актуальное расписание чартеров, хотя это было обещано 7 июня. Время от времени публикуются списки отменённых рейсов, но по факту они оказываются далеко не полными. Вылеты, которые в них не числятся, зачастую срываются, и заказчики узнают об этом в последний момент.
Неделю назад было объявлено, что чартерная перевозка «ВИМ-Авиа» сокращается до 15 июня, но по ходу дела выясняется: некоторые региональные программы обнуляются вплоть до конца сезона. Руководство авиакомпании не может назвать точную дату, когда удастся восстановить работу в штатном режиме.
Масштабы ущерба впечатляют. Как заявляют туроператоры, ими продано в общей сложности 200 тыс. турпакетов с перевозкой проблемной авиакомпанией, глубина бронирований в основном – до середины июля. Вдумаемся: сотни тысяч человек расплачиваются за ошибки менеджмента «ВИМ-Авиа»! Одни не улетают на отдых, другие вынуждены менять свои планы, третьи коротают томительные часы в аэропортах… А многие испытывают стресс уже потому, что купленные ими туры на отдых оказались какими-то сомнительными лотерейными билетами, и теперь приходится гадать: летим – не летим.
Туристы плачут, туроператоры платят
Мало кого в подобных ситуациях волнуют потери туроператоров. Между тем они весьма значительны. Партнеры «ВИМ-Авиа» мечутся по рынку в поисках альтернативной перевозки, фрахтуют вместо широкофюзеляжных судов любую технику, которую только удается достать, вплоть до Embraer. И убытки порой исчисляются сотнями долларов на билете.
Масштаб ущерба для каждого туроператора, конечно, зависит от того, сколь высокие ставки он сделал на проблемную авиакомпанию. ANEX Tour, Coral Travel, «Музенидис Трэвел», которые заказали сравнительно небольшой объем перевозки и, кроме того, имеют афиллированные авиакомпании, смогли сравнительно быстро решить проблему. А вот «НТК Интурист», TUI Россия, TEZ Tour – крупным заказчикам «ВИМ-Авиа» – досталось по полной программе. Когда не удается найти свободную технику, приходится резать живые продажи. Компания TUI, к примеру, сняла рейсы из Санкт-Петербурга, где альтернативной перевозки просто нет. «Интурист» отложил старт программ в Сочи и Крым из Уфы, Казани, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. TEZ Tour был вынужден свернуть программу из ряда дальних регионов, где вся надежда местных жителей бюджетно «вывезти детей на море» возлагалась на чартеры «ВИМ-Авиа».
Стараясь не усугублять негативный информационный фон, все туроператоры напряженно ждут, когда же руководство перевозчика наведет какое-то подобие порядка в своем летном хозяйстве и сможет твердо держать штурвал в руках.
Почему самоустранилась «Турпомощь»?
Чем еще характерна ситуация с «ВИМ-Авиа»: долгое время туроператоры спасали отдых своих клиентов, обзванивая авиакомпании, партнеров. Наблюдатели задавались вопросом, кто выступит координатором действий по спасению ситуации, ведь нужна поддержка Ростуризма, Росавиации, необходимо призвать к ответу руководство авиакомпании, получить ясность и выстроить коммуникации с заказчиками рейсов. Раньше с такими задачами справлялась «Турпомощь». Ее директор Александр Осауленко неоднократно помогал бизнесу урегулировать чрезвычайные ситуации, хотя это и не входило в прямые задачи организации.
Возможно, самоустранение ассоциации в случае с «ВИМ-Авиа» объясняется простой причиной – Осауленко в отпуске. Однако есть и другая версия, согласно которой ассоциация с начала 2017 года вообще занимает позицию стороннего наблюдателя при возникновении подобных скандалов. Согласно обновленной версии ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», резервный фонд «Турпомощи» предназначен только для эвакуации туристов из-за рубежа в случае банкротства туроператора. При ненадлежащем оказании услуг он теперь не задействуется, как, между прочим, и фингарантии.
Хозяин положения
Возвращаясь к теме «ВИМ-Авиа»: почти через две недели после начала серийных срывов подключились вице-премьер Виталий Мутко и глава Ростуризма Олег Сафонов.
7 июня в отраслевом ведомстве прошло совещание с участием руководителя авиакомпании Рашида Мурсекаева, партнерских туроператоров и представителей Росавиации. Вот когда во всей полноте проявился нигилизм проблемного перевозчика. Попытки собравшихся апеллировать к Воздушному кодексу, правилам, конвенциям, которые накладывают на авиакомпанию ответственность перед пассажирами на случай срыва рейсов, г-н Мурсекаев невозмутимо пресекал заявлением о том, что всё это действует только в случае, если клиентам выписаны авиабилеты. А у большинства туристов, купивших туры с перевозкой «ВИМ-Авиа» с глубиной до середины лета, билетов нет. Значит, авиакомпания им де-юре ничего не должна! За всё в ответе кто? Правильно, туроператоры.
Вообще, Рашид Мурсекаев на заседании вел себя спокойно и с большим достоинством, как хозяин положения. Заказчики рейсов заплатили ему депозиты за сезон, так что никуда не денутся. Карательных мер со стороны государства тоже можно пока не опасаться – власть заинтересована, прежде всего, в том, чтобы «ВИМ-Авиа» как-то разрулила ЧП. Разве сейчас, в предвыборный год, руководству страны нужны социальные потрясения? Конечно, нет. Поэтому… Никакие санкции в отношении перевозчика применяться не должны во избежание усугубления ситуации с выполнением программ. Все устремления Ростуризма и Росавиации направлены на то, чтобы помочь «ВИМ-Авиа».
В этом направлении развивается и дальнейшая работа штаба по урегулированию ЧП. 9 июня стало известно, что авиакомпании предоставят три дополнительных самолета – прежде всего, для выполнения рейсов в Сочи и Крым.
В этот же день ситуацию прокомментировал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Правительство находится в контакте с «ВИМ-Авиа» и рассчитывает на постепенное решение проблемы, сообщил он журналистам. «Рынок непростой, довольно жесткий сейчас, поэтому авиакомпаниям непросто. Тем не менее стараемся найти приемлемое решение, рассчитываем, что компания выйдет из сложностей», – подытожил г-н Дворкович.
Что же касается туроператоров, их ориентируют на изыскание внутренних резервов и альтернативных провозных емкостей на рынке.
Кто скажет «стоп»?
Итак, на данный момент абсолютно все участники событий – не только туристы, турагенты и туроператоры, но также и государство – зависят от «ВИМ-Авиа». Самые жесткие и критичные оценки действиям перевозчика дают туристы, которые страдают от его неспособности четко выполнять обязательства. Турагенты тоже за словом в карман не лезут – им разгневанные клиенты днем и ночью обрывают телефоны. Туроператоры дипломатичны – они заложники ситуации, государство фактически тоже. СМИ отображают события такими, как они есть. Возникает вопрос – что будет дальше?
Даже когда скандал уляжется, клиенты вряд ли станут охотно покупать туры с перевозкой «ВИМ-Авиа». Уже сейчас туроператоры отмечают явный перекос спроса в сторону регулярных рейсов вне зависимости от того, что многие туристы стали избегать чартеров в принципе.
Очевидно, представители туристической розницы также постараются больше не наступить на грабли «ВИМ-Авиа». У них есть возможность напомнить клиенту о скандальных событиях и рекомендовать другую перевозку.
И почти наверняка туроператоры из числа нынешних заказчиков «ВИМ-Авиа» сделают свои выводы по итогу сезона. Вряд ли кому-то захочется вновь пройти через такие испытания, огромные финансовые и репутационные потери.
Что касается «НТК Интурист» и TUI Россия, эти события вообще могут сподвигнуть их к организации собственных авиапредприятий. Будучи интегрированными в глобальные туристические концерны Thomas Cook и TUI, эти туроператоры способны привлечь технику из-за рубежа.
Нельзя исключать, что у авиационных властей лопнет терпение в отношении «ВИМ-Авиа». Но это может произойти только если в действиях руководства авиакомпании не будет вообще никакой позитивной динамики, люди без билетов будут сидеть в российских аэропортах или еще хуже – в заграничных.
8 июня о возможности санкций предупредила Росавиация. На сайте ведомства опубликовано сообщение, в котором авиакомпаниям поручено в течение 12 дней откорректировать программы чартерных перевозок в целях недопущения задержек и отмен рейсов. На случай, если кто-то проигнорирует этот призыв, глава Росавиации Александр Нерадько пообещал публично обратиться к туроператорам и пассажирам с предупреждением о недобросовестности таких авиакомпаний. Кроме того, их внепланово проверят на предмет соответствия сертификационным и лицензионным требованиям и точечно ограничат чартерную программу в принудительном порядке.
Однако наблюдатели полагают, что это заявление носит в большей степени декларативный характер и показывает, что Росавиация не самоустраняется от происходящих событий, а как-то на них реагирует.
Вывод напрашивается неутешительный – несмотря на все возможные законодательные инициативы, сборы с участников рынка, наличие фондов и структур, призванных этот рынок регулировать, реальные проблемы туристов решать некому. Их судьба фактически зависит от доброй воли и платежеспособности туроператоров.
Но даже после этого побочные эффекты скандала туроператорам обеспечены: потребуются дополнительные усилия, чтобы продавать туры с перевозкой авиакомпании, которая себя дискредитировала на старте лета. Что и говорить, «ВИМ-Авиа» сильно омрачила своим заказчикам первый посткризисный сезон, который начинался вполне позитивно и сулил хорошие финансовые результаты.