Круизный лайнер как схема лохотрона
Кaк oбмaнывaют тex, ктo xoчeт рaбoтaть на круизных лайнерах
Возможность путешествовать по разным странам на лайнере привлекает не только туристов. Романтику плюс заработок в твёрдой валюте ищут ещё и соискатели, желающие трудоустроиться. У многих мечты сбываются, но есть и те, кому не повезло. Объявление о вакансиях на лайнере известной компании может оказаться ненастоящим.
Именно в такой ситуации оказалась москвичка Елена Козлова. Минувшим летом на одном из сайтов по поиску работы она увидела объявление о наборе персонала на лайнеры Costa Cruises. Условия показались Елене очень соблазнительными, возникло только одно «но» – отсутствие загранпаспорта и морской визы. Позвонив по телефону, она узнала, что это не проблема.
«За 7 000 рублей мне обещали оформить необходимый пакет документов, а также провести бесплатный медосмотр и помочь с размещением в общежитии», – вспоминает Козлова. Никаких сомнений в том, что она общается именно с представителями Costa Cruises, у неё не возникло, так как на сайте фирмы содержалась подробная информация о компании и вакансиях.
Елена поехала в Питер, прошла собеседование, заплатила деньги и стала ждать назначенной даты. Однако никто так и не позвонил. Ближе ко дню Х все телефоны людей, с которыми контактировала Козлова, – и мобильные, и стационарные – внезапно перестали отвечать, сайт «работодателя» исчез из Сети.
Как выяснилось позднее, от действий этих «лжерекрутеров» пострадали как минимум несколько десятков человек. О своём опыте они рассказали в соцсети «ВКонтакте», создав там сообщество «Визы.нет против мошенничества в сфере рекрутинга».
Скандал докатился до туроператоров, продающих круизы как Costa Cruises, так и других компаний. В питерском офисе «Виа Марис» HotLine.travel рассказали, что получают звонки и обращения потерпевших. Аналогичные обращения поступали и в офис PAC Group, хотя фирма, как известно, специализируется на продаже круизов другого бренда – MSC.
Тем, кто хочет найти работу на лайнере, в «Виа Марис» советуют искать информацию на сайтах круизных компаний. «Там всегда есть разделы для тех, кто ищет работу. На мой взгляд, это самый надёжный вариант обращения, так как он 100 % реальный», – прокомментировала ситуацию Людмила Михальченко, руководитель офиса продаж «Виа Марис» в Санкт-Петербурге и СЗФО.
Известно, что аналогичные лохотроны применяются и в других сферах. Их организаторы остаются безнаказанными: суммы причинённого ущерба для стражей порядка выглядят не столь значительными. В то же время судебные издержки могут обернуться для потерпевших куда более крупными расходами. Как защитить свои права в подобной ситуации, объясняет Александр Картошкин, юрист «Атомин-Аудит». «Надо обязательно подавать заявления в полицию, прокуратуру и Следственный комитет – о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности на основании ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Заявление рассматривается в срок от 3 до 30 суток и завершается либо возбуждением уголовного дела, либо отказом. И даже в случае отказа в возбуждении уголовного дела не следует отчаиваться», – считает Картошкин. Если правоохранительная система не захочет заниматься этим делом, нужно применить максимум усилий для того, чтобы «растолкать» ситуацию. По словам юриста, это один из самых сложных этапов. В дальнейшем, если дело всё-таки будет возбуждено и правоохранительные органы проведут приличный объём работы, система сама себя начнёт мотивировать на передачу дела в суд. В данном случае потерпевшим будут присуждены суммы компенсаций как гражданским истцам.
Кроме того, юрист советует пострадавшим привлечь внимание общественных организаций и чиновников. Например – обратиться в Общероссийский народный фронт или в аппарат Уполномоченного по правам человека в регионе. «Эти структуры работают довольно активно: делают запросы о ходе дела в правоохранительные органы, проводят собственные проверки и т. д. Таким образом, достигается общественный контроль», – заключил Картошкин.