Кому платить за защиту от крахов?
Пoслe чeрeды бaнкрoтств, кoтoрыe пoтрясли туротрасль этим летом, страховые компании, напуганные большими размерами выплат по фингарантиям, могут массово отказаться от страхования гражданской ответственности ТО в 2015 году. Так, источник в одной из крупнейших СК сообщил корреспонденту Hotline.travel, что они с нетерпением ждут истечения срока последнего договора с туроператором, потому что «ситуация и убытки перестали быть прогнозируемыми».
Однако не все участники рынка настроены скептически, есть и те, кто в этих условиях готов предложить альтернативные варианты защиты интересов туристов в случае неисполнения обязанностей ТО.
СК «Тинькофф Онлайн Страхование» и интернет-магазин путешествий OnlineTours.ru 10 сентября распространили пресс-релиз, в котором заявлено о появлении нового страхового продукта.
«Он подразумевает покрытие и страхование расходов, возникших в результате неисполнения туроператором своих обязательств в связи с приостановкой деятельности, разорением или банкротством. Это первый на туристическом рынке продукт, который гарантирует страховую выплату сразу после официального объявления туроператора о банкротстве без дополнительного сбора документов. Деньги переводятся на счет или банковскую карту клиента в течение трех дней после появления сообщения Федерального агентства по туризму РФ о приостановке или прекращении деятельности туроператора», — говорится в пресс-релизе.
Авторы подчеркивают: услуга не включена в цену турпакета. А значит, туристу придется заплатить дополнительно. Страховка обойдется ему в 7% от общей цены тура и оплачивается в момент покупки пакета на сайте турагентства. Если клиент еще не успел выехать из страны, «Тинькофф Онлайн Страхование» обещает вернуть ему 100% стоимости тура, если же он уже находится за рубежом (независимо от количества дней) – 50%, что дает ему возможность завершить отдых и вернуться домой без дополнительных финансовых потерь.
Напомним, похожая программа страхования финансовых рисков для туристов была введена сетью «Магазин Горящих Путевок» и СК «ТИТ» около двух лет назад. И как раз сейчас проект проходит проверку реальным страховым случаем:1300 туристов «Лабиринта» купили свои путевки через сеть МГП. Нюанс в том, что страховка была по умолчанию включена в цену турпакетов, полис обходился в символическую сумму — 300-400 рублей, эти деньги оплачивались страховщику из комиссии турагентов. 1 сентября МГП сообщал, что «ТИТ» произвел выплаты в полном объеме только 30 клиентам, которые были застрахованы по такой схеме. Спустя 10 дней управляющая компания сети и сам страховщик затруднились предоставить более актуальные цифры, а также пояснить, продолжают ли они страховать новых клиентов по такой схеме.
Принципиально другой вариант защиты 9 сентября презентовал туроператор «Джет Тревел». Продукт разработан совместно с Русским Строительным Банком и подразумевает оформление персональной банковской гарантии на поездку по желанию туриста. Для этого в момент покупки тура турагент должен предложить клиенту заключить еще один договор – с банком. Услуга обойдется в 2,65 процента от общей стоимости путевки.
Таким образом, все имеющиеся на рынке альтернативные варианты защиты интресов туристов на случай краха ТО объединяет одно: в явной или скрытой форме платит за эту услугу сам турист. Какая из трех схем наиболее жизнепоспособна? Приглашаем всех заинтересованных представителей отрасли поучаствовать в опросе и дискуссии.