?> Коллапс «ВИМ-Авиа»: привет из 90-х | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Авиаперевозки > Коллапс «ВИМ-Авиа»: привет из 90-х

Коллапс «ВИМ-Авиа»: привет из 90-х

Смoжeт ли aвиaкoмпaния прoдoлжить дeятeльнoсть пoслe oднoстoрoннeгo сoкрaщeния чaртeрныx прoгрaмм

Вeeрныe зaдeржки рeйсoв «ВИМ-Авиа», начавшиеся в минувшие выходные, всё-таки переросли в полноценный коллапс. Объявлено о сокращении чартерных программ вплоть до 15 июня. Официально заявленная причина – поздний возврат с планового ТО трех самолетов – звучит неубедительно, если учесть, что парк авиакомпании состоит из 25 воздушных судов.

Чем в реальности объясняется кризис «ВИМ-Авиа»? Не является ли он предвестником грядущего банкротства?


Не отмена, а сокращение

До середины дня 2 июня было неясно, как трактовать заявление «ВИМ-Авиа» о сокращении чартерной программы. Многие в отрасли восприняли это как полную отмену всех рейсов, заказанных туроператорами. Почувствовав нарастающую панику, PR-директор авиакомпании Елена Фёдорова внесла поправку: речь идет «о СОКРАЩЕНИИ (не об отмене) чартерной программы… В данный момент программа находится в стадии коррекции, поэтому указать сейчас точный список рейсов не представляется возможным, однако процент отмененных рейсов не будет значительным». Из этого может следовать, что руководство перевозчика не владеет точной информацией о масштабах проблемы и ее последствий. Или не афиширует ее, как не разглашает и реальных причин ЧП.

Остается довольствоваться сведениями, полученными от партнеров-туроператоров.

Так, по информации гендиректора «Музенидис Трэвел» Александра Цандекиди, несколько машин, недавно взятых перевозчиком в лизинг, пока нельзя эксплуатировать, поскольку до сих пор идет оформление документов и решаются оргвопросы с авиационными властями РФ. Вторая проблема: не хватает летчиков, имеющих допуски для работы на широкофюзеляжной технике Airbus-330 и Boeing-777. «В минувшие выходные было так: машина есть, но нет пилотов. От руководства авиакомпании нам известно, что сейчас проходит переподготовку достаточное количество сотрудников, чтобы обслуживать новую технику», – добавил Александр Цандекиди.

Незаменимых у нас нет?

Картина складывается такая: авиаперевозчику удалось привлечь средства для лизинга техники, которая объективно востребована на рынке, но он оказался не готов управлять новыми активами. И в очередной раз за просчеты авиакомпании расплачиваются его заказчики-туроператоры – на них обрушились и гневные претензии клиентов, зависших в аэропорту Домодедово, и необходимость искать самолеты на замену бортам «ВИМ-Авиа».

Для многих эта задача оказалась нерешаемой. «Заранее никакого предупреждения от авиакомпании не было, поэтому подобрать другие воздушные судна, которые можно было бы использовать в качестве замены, не представляется возможным», – говорит директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин. Его компании 2 июня пришлось отменить вылеты в Сочи из Москвы и Екатеринбурга, туристам либо вернут полную стоимость тура, либо компенсируют затраты на дорогу на курорты, если они сами найдут для себя альтернативные варианты перевозки.

У TUI 2 июня сорвался рейс в Болгарию, борт на замену пока не найден, сообщила сегодня днем PR-менеджер компании Татьяна Круглова. Аналогичная ситуация – у ICS Travel Group: под вопросом отправка в Болгарию 40 директоров турагентств и 30 туристов. «Если сегодня ночью или завтра утром не вылетим, отменим директорский тур», – рассказала Валерия Романенкова, директор департамента маркетинга и продаж ICS. (Подробная информация о проблемных рейсах – в новостях на TourDom.ru.)

Компаниям Coral Travel, ANEX Tour и «Музенидис Трэвел» удалось найти борта, вопрос – какой ценой? «Альтернативная перевозка в результате обходится нам в полтора раза дороже, чем предлагала компания «ВИМ-Авиа», – отмечает Александр Цандекиди. Было бы странным, если бы владелец техники, предложивший замену, продешевил, – свободных провозных емкостей на рынке практически нет.

Хорошая мина замедленного действия

Итак, снова срыв в работе перевозчика оборачивается финансовыми и имиджевыми потерями для туроператоров. Ситуация усугубляется тем, что «ВИМ-Авиа» держит партнеров в подвешенном состоянии, предупреждает их о невылетах в последний момент или просто ставит перед фактом, когда туристы уже находятся в аэропорту. И этот коллапс – далеко не первый в биографии «ВИМ-Авиа». Прошлым летом до 60 % чартеров этого перевозчика выполнялись с задержками, по итогам сезона основной заказчик – «Библио Глобус» – подал на партнера в суд и отказался от сотрудничества, ситуация до сих пор не урегулирована.

О более ранних ЧП читайте здесь. 


Естественно, бэкграунд «ВИМ-Авиа» прекрасно известен ее нынешним заказчикам, тем не менее по ряду причин они рискнули поставить на эту авиакомпанию в сезоне-2017. Теперь вопрос: какие выводы будут сделаны на ближайшую перспективу? Возобновят ли туроператоры сотрудничество с «ВИМ-Авиа», если ей удастся урегулировать свои технические и организационные проблемы?

Может показаться странным, но заказчики настроены на продолжение отношений. Так, один из авиаброкеров, пожелавший остаться неназванным, в беседе с корреспондентом HotLine.travel сказал, что лично у него проблем нет, «всё в рабочем режиме».

А что туроператоры? «Мы не оставим эти события без последствий и будем потом разбираться с перевозчиком, – заявил Александр Цандекиди. – Но мы убеждены, что ему удастся решить все вопросы и благополучно продолжить деятельность. Хочу отметить: это в интересах всего рынка. Машины, поступившие в парк «ВИМ-Авиа», в отличном состоянии, сервис на борту значительно улучшился. И если бы не кошмар с задержками, я дал бы авиакомпании отличную оценку».

Другие туроператоры пока не делают программных заявлений. Но и резких высказываний в адрес перевозчика, повергшего рынок в очередной коллапс, с их стороны тоже не слышно. Читаем между строк: если перевозчик выправится, заказчики сейчас не уйдут, поскольку альтернативы нет. У всех контракты на сезон сверстаны, свободной технике взяться неоткуда, так что найти перевозку на всё лето по приемлемой цене – задача нереальная. Поэтому туроператоры сжимают зубы и держат хорошую мину при плохой игре.

Так вот, насчет банкротства

Показателен и тот факт, что на скандал с «ВИМ-Авиа» пока никак не отреагировала государственная машина.

Ростуризм и «Турпомощь», которые обычно при возникновении ЧП на рынке проводят экстренные консультации с туроператорами, сейчас дистанцировались. «К нам поступают звонки от обеспокоенных туристов и турагентов, около десяти в день. Мы всем советуем обращаться непосредственно к туроператорам или в Росавиацию», – сообщают в «Турпомощи». «Пока никакого штаба нет, поскольку никто не нуждается в экстренной эвакуации из-за рубежа, – прокомментировал замдиректора ассоциации Сергей Голов. – Задержки рейсов не являются основаниями для того, чтобы задействовать механизмы «Турпомощи».

Росавиация тоже не бьет тревогу. 31 мая, уже после начала веерных задержек «ВИМ-Авиа», перевозчику выдали допуск на выполнение рейсов по маршруту Москва – Варадеро (Куба). На этом основании эксперты предполагают, что он имеет достаточно сильное лобби в государственной сфере, и очередной чартерный срыв может пройти для него без последствий.

В этом и заключается ответ на вопрос, является ли нынешний коллапс предвестником банкротства авиакомпании. Скорее, нет, полагают наблюдатели. На его стороне административный ресурс, лизингодатели, которым надо, чтобы техника эксплуатировалась, туроператоры, испытывающие потребность на чем-то летать. И общая конъюнктура отрасли – тоже в его пользу. До тех пор, пока он не допустил международного скандала с невывозом россиян из-за границы. Для «ВИМ-Авиа» сейчас также крайне важно избежать обрушения регулярного расписания, особенно на социально значимых для государства направлениях. Уже есть ЧП: в Певеке (Чукотка), куда с Большой земли в рамках программы субсидированной перевозки на Дальний Восток летает только «ВИМ-Авиа», пассажиры уже трое суток ждут вылета в Москву. Если авиакомпания не сможет быстро восстановить расписание, то на государственном уровне с ее руководством будут разговаривать иначе. Министр транспорта Максим Соколов 2 июня заявил журналистам, что ситуация взята под особый контроль. 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.