Когда туристов много
Чтo мeшaeт рaзвитию въeзднoгo туризмa в Рoссии
Мoсквa и Питeр в 2016 году захлебнулись турпотоком. Овербукинг в отелях, нехватка экскурсионных автобусов… есть государственная задача наращивать объёмы, но принять ещё больше гостей мы не в состоянии. Впрочем, через год может возникнуть обратная ситуация: отели резко повысят цены, и турпоток схлынет. Чтобы развивать въездной туризм – без этих метаний из крайности в крайность, – нужны оперативные меры на государственном уровне.
Когда клиентов «выбрасывают»
Нехватка номерного фонда особенно остро чувствовалась в отелях среднего и высшего ценового сегмента. Даже брендовые гостиницы, которые, казалось бы, должны трепетно относиться к своей репутации, зачастую отказывали гостям в предоставлении забронированных и полностью оплаченных номеров. Надо признать, что туристическому имиджу обеих столиц, да и всей России, нанесён серьёзный ущерб.
«Это не сезон, а Хиросима и Нагасаки! – делится впечатлениями Марина Левченко, руководитель туроператорской компании «Тари Тур». – Пятизвёздочные сетевые отели отказывались заселять группы из Индонезии, Израиля. Каким-то чудом, с огромным трудом удавалось находить замену. Особенно остро проблема стояла в Санкт-Петербурге». Управляющие гостиниц не церемонились даже с таким партнёром, как «Интурист Thomas Cook». «Летом мы работали в чрезвычайном режиме, – подтверждает Леонид Мармер, гендиректор компании. – В моду вошло слово kick-off – это когда представители гостиничного бизнеса в последнюю минуту ставят туроператоров перед фактом овербукинга и, по сути, «выбрасывают» заранее подтверждённые туристические группы на улицу. То один отель, то другой заявляли: извините, мы перепродались, ищите замену. То, что удавалось найти в разгар сезона, обычно было неадекватно по качеству и дороже по цене».
Почему возник этот хаос? Некоторые эксперты склонны полагать, что в гостиницах просто не верили в такой ажиотажный спрос и перебронировались на 140 % на случай, если какие-то запросы аннулируются, как это бывало в прежние годы. То есть сбой в логистике, неверный прогноз.
Но есть и другое мнение: отельеры гонятся за длинным живым рублём. Предприниматели из Китая и Ирана обращаются напрямую к управляющим гостиниц, и те по более высоким ценам перепродают им комнаты, ранее уже законтрактированные российскими принимающими компаниями. В итоге отельеры жертвуют платёжеспособными гостями из Франции, Гонконга, Японии, хотя они бронируют размещение с большой глубиной и обычно оставляют в Петербурге довольно много денег, – и всё ради lustminute клиентуры, которая готова чуть переплатить за размещение в условиях дефицита, но на остальном обычно экономит. Кроме того, есть поток заявок, поступающих через интернет-агрегаторы, и с прямого клиента тоже можно взять больше, чем с оптовых заказчиков. Именно такой версии придерживаются эксперты, объясняя причины того, что заставляет отельеров нарушать контракты с проверенными отечественными партнёрами.
Но завтра вырастут цены
Итак, мы пережили бум инкаминга, однако надо понимать, что в следующем году возможен значительный спад. Отели Санкт-Петербурга и Москвы планируют повысить тарифы как минимум на 25–30 %, а по брендовым гостиницам высокого уровня подорожание может составить 40–50 % и даже больше. «Мы уже ведём контрактинг на 2017 год и видим этот рост цен», – подтверждает Марина Левченко.
Чем объясняются непомерно возросшие притязания отельеров? По мнению Сергея Войтовича, руководителя компании «Свой ТС», главная причина в том, что управляющие гостиниц настроены регулировать спрос ценой. А кроме того, конечно, хотят повысить доходы и получить более платёжеспособную клиентуру, готовую приобретать дополнительные услуги.
Но надо принимать во внимание и растущую себестоимость услуг. Гостиницы закупают импортные товары, которые, как известно, дорожают. А самое, пожалуй, главное – увеличивается налоговая нагрузка: кадастровая стоимость объектов резко повышается, и это естественным образом влияет на ценообразование.
Что нужно от власти?
Получается, что для дальнейшего развития въездного туризма, который получил хорошую дозу допинга от слабеющего рубля, необходимо решить две задачи. Первая – на ближайшую перспективу, вторая – на среднесрочную.
Если Россия действительно заинтересована в развитии инкаминга и внутреннего туризма, то сейчас самое время внести коррективы в систему налогообложения отелей, чтобы на следующий год не задушить их кадастровой удавкой. И тогда можно рассчитывать, что управляющие гостиниц в результате выставят разумный ценник – даже если завысят прайсы на стадии контрактинга, то потом отрегулируют их в формате SPO. По мнению экспертов, повышение тарифов в пределах инфляции никому бы точно не повредило и произвело бы мягкую коррекцию спроса на туры в Россию со стороны зарубежных клиентов.
Ну, и если мы рассчитываем на дальнейший рост въездного турпотока, то надо содействовать расширению номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге в среднем и средневысоком ценовом сегменте. Потому что приглашать гостей, а потом выставлять их за дверь на поиски жилья – это, честное слово, позор. За державу обидно.
За содействие в подготовке статьи редакция выражает благодарность экспертам: Марине Левченко, «Тари Тур»; Леониду Мармеру, «Интурист Thomas Cook»; Дмитрию Гореву, «Русский Ренессанс»; Михаилу Романову, «Орфей».