«Когалымавиа» предъявили ультиматум
Зaявлeния aвиaвлaстeй внoвь вывeли в цeнтр внимaния пeрeвoзчикa, a заодно и туроператора «Бриско»
«Авиакомпания «Когалымавиа» должна или обновить парк, или уйти с рынка», – это заявление министра транспорта Максима Соколова, сделанное им 1 марта, открывает огромный простор для обсуждения. Тут и будущее авиакомпании и связанного с ней туроператора «Бриско», и возврат депозитов за Турцию и Египет, а заодно и глобальные перспективы всех туроператоров, для которых эти направления были ключевыми.
Что будет с авиакомпанией
Заявления, прозвучавшие со стороны авиавластей, естественно, связаны с последствиями событий, случившихся четыре месяца назад. Напомним, 31 октября в небе над Синайским полуостровом потерпел катастрофу самолёт «Когалымавиа». Эта трагедия стала самой крупной в истории гражданской авиации России. Погибли 224 человека.
Так как следствие отрабатывало все возможные версии причин, в «Когалымавиа» начались проверки. По сообщениям авиакомпании, они были пройдены, но поскольку полёты в Египет, а потом и в Турцию были закрыты, проблемы быстро перешли и в экономическую плоскость. Ведь именно эти два направления давали основную загрузку перевозчику и являлись профильными для туроператора «Бриско», который входит в тот же холдинг TH&C. К концу прошлого года финансовая ситуация в авиакомпании стремительно ухудшилась.
По данным «Газеты.ру», долг за аэронавигационное обслуживание «Когалымавиа» составляет 28 млн рублей. Кроме того, не выплачена зарплата за декабрь и ноябрь – речь о ещё примерно 70 млн рублей.
Это не могло остаться без внимания авиавластей. В феврале появилась информация о том, что перевозчику официально было рекомендовано отказаться от свидетельства эксплуатанта. Как сообщает Газета.ру, это зафиксировано в протоколе совещания Федерального агентства воздушного транспорта. Основание такое: у компании отсутствуют «положительная динамика и улучшение финансово-экономического состояния».
По словам главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, у Росавиации есть полномочия проводить мониторинг и самостоятельно приостанавливать действие сертификата эксплуатанта, если есть подозрения, что это скажется на безопасности полётов. «Возможно, если бы на месте «Когалымавиа» была какая-то другая авиакомпания, то регулятор уже давно бы так и поступил. Один из примеров – это «Трансаэро», – отметил Роман Гусаров. Тем не менее в данном случае с «Когалымавиа» речь идёт об авиакомпании, пострадавшей от теракта, испытывающей также последствия закрытия полётов на главном направлении. Отсюда и туманная рекомендательная формулировка со стороны Росавиации.
Впрочем, уже 1 марта с разъяснениями выступил министр транспорта Максим Соколов. Комментируя рекомендации Росавиации, он выдвинул ультиматум: авиакомпания «Когалымавиа» должна будет обновить авиапарк или уйти с рынка.
«После трагических событий над Синайским полуостровом у «Когалымавиа» остался небольшой авиапарк. «На крыле» фактически осталось одно судно», – приводит ТАСС слова министра. По его словам, этого недостаточно как для осуществления международных перелётов, так и для существования на авиарынке. Поэтому компания должна или предложить программу обновления парка, или уйти с рынка и «продолжить свою деятельность в другом качестве».
В «Когалымавиа» ситуацию пока не комментируют. На сайте перевозчика по состоянию на 29 февраля были приведены явно устаревшие данные об авиапарке – 9 воздушных судов, включая борт, разбившийся на Синае. При этом в декабре перевозчик сообщал только о четырёх самолётах, один из которых был в ремонте, а другой – на плановом техобслуживании. В ответ на запрос HotLine.travel пресс-служба «Когалымавиа» пообещала обновить информацию на сайте в ближайшее время.
Какие шаги последуют дальше, пока непонятно, но эксперты считают, что после таких заявлений ожидание будет недолгим. Авиакомпании придётся или найти деньги, или последовать рекомендациям. «Длительная задержка выплат заработной платы чревата уголовной ответственностью для руководства», – напоминают эксперты.
Что обещает «Бриско»
По словам экспертов рынка, самолёты «Когалымавиа» предлагаются на рынке под чартерные программы разным туроператорским компаниям. «Информации о заключённых контрактах нет, но возможность чартеров действительно обсуждается», – отметил Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group.
Точно известно только то, что на «Когалымавиа» анонсировал собственную полётную программу «Бриско». Компания в январе сообщила, что с 14 мая планирует отправлять туристов в Болгарию, и открыла продажи. По состоянию на 29 февраля туроператор подтверждал эти планы.
Директор по продажам и маркетингу компании Юлия Полесовая сообщила HotLine.travel, что изменений по ключевому перевозчику на летний сезон нет: «Авиакомпания Metrojet подтвердила выполнение рейсов по заявленной полётной программе».
Напомним, что именно на Болгарию туроператор рассчитывал переориентировать туристов, которые не смогли отправиться в Египет. Возможность вернуть деньги, по словам представителей компании, у туристов сохраняется, однако проблема в том, что туроператор уже не раз переносил сроки. По состоянию на 29 февраля представители «Бриско» сообщали, что все возвраты денежных средств будут произведены «в конце марта».
Чего хотят туристы
Между тем туристы, отчаявшись получить свои деньги, подают в суд. Причём в роли ответчика порой выступают агенты, сотрудничавшие с туроператором. Директор одной из подмосковных компаний, перечисливших в «Бриско» 17 тысяч рублей предоплаты за тур в Египет, сообщила, что 24 февраля суд обязал её выплатить туристам 84 800 рублей. Сумма многократно выросла из-за того, что агента обязали вернуть не только предоплату, но и оплатить судебные расходы истца. Кроме того, агент был оштрафован за невыполнение требования потребителя вернуть деньги в добровольном порядке, а судья начислила 10 тысяч рублей компенсации за моральный ущерб. Сейчас турагент собирается оспорить это решение и привлечь в соответчики туроператора. Редакция будет следить за развитием событий.