Кипр. Стучим по дереву
Пoзитивныe прoгнoзы сбывaются, нeгaтивныe – пoд вoпрoсoм
Рoст клиентского спроса, шквальный демпинг, овербукинг в гостиницах – таков был предсезонный прогноз экспертов по Кипру. Теперь, на стадии активных продаж, можно судить о том, насколько оправдались ожидания. Дела идут лучше, чем все рассчитывали, – редкий случай, особенно по нынешним временам.
Когда звёзды сходятся
Спрос на Кипр действительно вырос по сравнению с показателями прошлого лета, этот факт подтверждается как наблюдениями опрошенных нами специалистов турфирм, так и рейтингом популярности направлений, подготовленным «БАНКО».
В пользу Кипра ожидаемо сработал отток туристов с турецких и египетских курортов, однако проявились и дополнительные факторы. В частности, майский коллапс в греческом консульстве, который обернулся не только очередями в визовый центр, но и срывом поездок. Многие туристы под впечатлением этих событий передумали ехать в Грецию и выбрали Кипр с его упрощённой визовой процедурой.
Могло сказаться и то, что на острове раньше обычного установилась летняя погода – уже в конце апреля воздух прогревался до +30, а вода – до +21 ⁰С.
В общем, звёзды сошлись в пользу Кипра, и на старте весенне-летнего сезона направление стало лидером по количеству проданных туров. Директор Центра бронирования ТБГ Дмитрий Кобяков сообщил о двукратном росте числа бронирований по итогам майских праздников. Участники рынка, впрочем, далеки от эйфории. В частности, по мнению экспертов «Библио Глобуса», в целом за лето общий турпоток на Кипр не более чем на 10 % превысит показатели прошлого года. (Речь об операторском сегменте, самостоятельные путешественники – отдельная тема.)
По наблюдениям специалистов TEZ Tour, туры продаются с приличной глубиной – в среднем примерно месяц, это хороший показатель для почти безвизового направления. Июнь уже продан, топовые даты сезона – тоже. На пике спроса экономичные программы с оптимальным соотношением цена/качество, а также традиционные хиты во всех категориях.
Оранжевый уровень тревоги
Итак, в позитивной части предсезонный прогноз по Кипру убедительно подтвердился. А вот негативные ожидания, связанные с демпингом, пока не оправдываются.
Шквал SPO считали возможным по двум причинам: перевозка на Кипр изначально заявлялась в каких-то рекордных объёмах, кроме того, в конкуренцию за направление вступила целая команда новых амбициозных игроков – Coral Travel, ANEX Tour, «Музенидис Трэвел». Традиционные участники этого рынка исходили из того, что любой из новичков способен развязать ценовую агрессию, особенно Coral и ANEX, перед которыми стоит достаточно острая необходимость грузить борта афиллированных авиакомпаний.
Совокупные объёмы воздуха действительно резко увеличились, даже с учётом традиционной стартовой корректировки предварительных планов. Согласно подсчётам Дмитрия Филатовского, коммерческого директора ICS Travel Group, регулярка выросла как минимум двукратно, несмотря на уход авиакомпании «Трансаэро». Её трафик разделили и преумножили перевозчики группы «Аэрофлот», в том числе лоукостер «Победа», а также «Уральские авиалинии», S7. Но рынок пока переваривает добавленный объём без особого напряжения, отчасти за счёт неорганизованной клиентуры. Что же касается туроператоров, то все они явно планировали программы с настроем заработать, а не поиграть мускулами. «Народ сидит тихо, грузит аккуратно ровно то, что взял», – говорят инсайдеры.
Впрочем, расширение полётных планов всё-таки происходит. В частности, «Библио Глобус», который исторически доминирует по Кипру, выставляет на направление дополнительные ёмкости – но очень взвешенно, чётко сообразуясь с динамикой спроса и резервом по номерному фонду.
Вообще, на российском рынке перед сезоном был объявлен прямо-таки оранжевый уровень тревоги по возможному овербукингу на Кипре, где отельная база, как известно, ограничена. Это одно из направлений, куда устремились европейские турпотоки, отхлынувшие с турецких, египетских и вообще восточных берегов.
Поэтому большинство игроков приняли превентивные меры: законтрактировали гостиницы в соответствии с имеющимися объёмами перевозки. Во всяком случае, пока резонансных случаев овербукинга не наблюдается. Но расслабляться рано, говорят эксперты. Если кто-то из игроков, ощутив головокружение от растущего спроса на Кипр, попробует резко форсировать продажи, не имея гарантированного резерва в гостиницах, то в пик сезона мы ещё можем вспомнить, что такое овербукинг.
…
Итак, стучим по дереву. Сезон начинается в мажорной тональности, и Кипр пока имеет все шансы стать для турфирм островком доходности суровым летом 2016 г.