Какую стратегию выберет Марокко, чтобы стимулировать въезд из России
Кaкую стрaтeгию выбeрeт Мaрoккo, чтoбы стимулирoвaть въeзд из Рoссии
В Мoскву приехал генеральный директор Марокканского национального туристического офиса (MNTO) Адель Эль Факир, назначенный на эту должность менее года назад.
Адель Эль Факир получил степень магистра в марокканском Институте экономики и управления, затем изучал маркетинг в Университете социальных наук в Тулузе, получил MBA в международной экономике в национальной французской школе гражданского строительства и марокканской Национальной школе гражданского строительства и общественных работ. Занимал руководящие посты в государственном и частном секторе, работал в многонациональных компаниях, например в Coca-Cola, где занимал позиции регионального директора по маркетингу Северной и Экваториальной Африки (2003-2009) и заместителя генерального директора крупнейшего завода Coca-Cola в Африке (2014-2018).
Как пояснил RATA-news директор национального туристического офиса Марокко в Москве Самир Сусси Риах, цель визита г-на Эль Факир в Москву – познакомиться с туроператорами и представителями отраслевых общественных организаций России, понять проблемы и оценить перспективы российского рынка, выработать стратегию дальнейшей работы.
Вчера Адель Эль Факир обсудил состояние спроса на Марокко и возможные маркетинговые акции с пресс-секретарем Российского союза туриндустрии и главным редактором RATA-news Ириной Тюриной. В рамках подготовки к этой встрече корреспонденты RATA-news спросили у туроператоров, что им мешает эффективнее продавать туры в Марокко – статистика фиксирует, во-первых, небольшой и не вполне стабильный турпоток, а во-вторых, его снижение с 2016 года.
По словам экспертов, Марокко – интересная и дружелюбная страна, располагающая к хорошему и необязательно дорогому отдыху. Особые надежды направление связывало с маркетинговыми усилиями, которые были предприняты три года назад в надежде заменить выпавшие тогда из рынка Турцию и Египет. Но они не дали нужных результатов. Поток из России не только не вырос до запланированных 200 тыс., но начал снижаться. Причиной неудачного сезона-2016 после всех рекламных усилий офиса по туризму операторы называли высокие цены на рейсы национального перевозчика Royal Maroc и в целом его неконструктивную политику на российском рынке.
За три года ситуация не изменилась. «Предложенные авиакомпанией туроператорские тарифы довольно высоки, к тому же в нужный момент по ним никогда нет билетов. В итоге перелет съедает большую часть стоимости тура», – пояснил RATA-news генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. В некоторые даты билеты в Марокко оказываются вдвое дороже, чем на Мальдивы. В итоге у людей нет альтернативы – или супердорогие билеты на регулярный рейс, или чартерный перелет, который устраивает далеко не всех.
«Туроператоры вместе с отелями разрабатывают акции, интересные предложения, туристы готовы купить тур, но потом все упирается в билеты за 60 тысяч – и энтузиазм падает», – заметил г-н Арутюнов. – Марокко – интересное пляжное и экскурсионное направление, к тому же безвизовое, но с такими ценами ему трудно конкурировать. Есть ощущение, что в Марокко не видят потенциала российского рынка».
Операторы считают, что для ценового маневра мало трех рейсов, которые еженедельно совершает национальный перевозчик. И приводят в пример ОАЭ, которые пять лет назад никому бы в голову не пришло назвать массовым направлением. Однако здоровая конкуренция перевозчиков, адекватная ценовая политика помогли стране в разы увеличить поток из России. Авиакомпания Emirates методично наращивала частоту полетов, в итоге с трех рейсов в неделю добралась до трех ежедневных из Москвы в Дубай.
По словам директора по продажам компании «Интурист» Сергея Толчина, у Марокко нет четкого позиционирования на российском рынке. «Пока нет привычного для россиян турпродукта, нам сложно предлагать страну туристам. Курортная гостиничная база там, на мой взгляд, слабее, чем в Тунисе. Спрос пока очень нестабильный, да и продвигать Марокко в нынешней экономической ситуации сложно. Чтобы подстраховать наши риски, надо субсидировать перелеты, более тесно взаимодействовать с операторским блоком.
По словам руководителя направления компании Anex Tour Романа Шахтарина, субсидирование со стороны марокканских властей есть, но оно недостаточное для стимулирования продаж. Одной из наиболее эффективных мер продвижения любого направления на российском рынке эксперт считает маркетинговые активности по привлечению внимания туристов и турагентов. «Имеются в виду рекламные кампании, совместные мероприятия с офисом по туризму Марокко и отельерами, семинары, вебинары, бизнес-завтраки», – уточнил г-н Шахтарин.
Руководитель направления ICS Travel Наталья Марголина посетовала, что в Марокко нет фиксированных заездов для сборных групп независимо от количества туристов. Полные группы в Марокко набрать трудно. «Это много раз обсуждалось, но ни один принимающий туроператор не готов на себя это взять. В итоге проседает спрос в среднем сегменте туристов, которые, с одной стороны, не готовы платить за полностью индивидуальный тур, а с другой – не хотят лететь чартером», – сказала г-жа Марголина. Она привела в пример Индию, где существуют гарантированные заезды в фиксированные даты. Туроператоры уже сейчас принимают заявки на октябрь-ноябрь и заказывают авиабилеты, зная, что такая группа не сорвется, даже если в ней будет не 20, а 10 человек.
На вчерашней встрече Адель Эль Факир заверил, что потенциал российского рынка Марокко оценивает очень высоко и сделает всё возможное, чтобы стимулировать турпоток. По его словам, только две страны показывают снижение въезда в Марокко – Россия и Саудовская Аравия. «Полагаю, дело именно в том, что мы пока не предложили продукт, которого ждет ваш рынок, а это очень важно, – сказал глава MNTO. – Например, из далекой Австралии к нам едут больше, чем из России, потому что, очевидно, совпадают наши предложения и их ожидания».
Как рассказал г-н Эль Факир, Марокко продолжает развивать туристическую инфраструктуру. В частности, расширяется курорт Тагазут, который расположен в 20 км от Агадира на побережье Атлантического океана и очень популярен у любителей серфинга. Тагазут стал активно застраиваться три года назад, а в ноябре нынешнего там будут сданы еще 5 тыс. новых гостиничных мест.