Как вернуть доверие туристов-«дольщиков»
Приживeтся ли в Рoссии бритaнский oпыт рeгулирoвaния туррынкa
Кaк сдeлaть так, чтобы в российском туризме наконец-то прекратились скандалы, связанные с неисполнением обязательств туроператорами? Эксперты предлагают присмотреться к опыту Великобритании, где в качестве гарантий для туристов используются трастовые счета. В России эта же схема с 1 июля 2019 года будет применяться в сфере продаж новостроек. Реально ли ее использовать в нашем туризме, где тоже есть свои обманутые «дольщики»?
Деньги за тур – в отдельную кубышку
Туристическое законодательство Великобритании помимо страхования ответственности или внесения гарантийного бонда государству допускает еще один способ обеспечения туроператорами своих обязательств перед туристами – работу через трастовые (доверительные) или эскроу-счета. Открыть и обслуживать их можно у эскроу-агента – банка, юридической компании или специализированной фирмы.
Туроператор, выбравший такой вариант гарантий, обязан принимать все платежи за туры только на доверительный счет. Забрать с него деньги можно лишь после того, как турист благополучно завершил поездку, о чем турфирма сообщает эскроу-агенту специальным заявлением. Средства клиента не используются для пополнения оборотного капитала туроператора и полностью защищены. В случае банкротства поставщика туруслуг деньги, находящиеся на доверительном счете, возвращаются туристам, которые их заплатили, но так и не отправились на отдых, – прочие кредиторы не вправе претендовать на эти активы.
Давайте считать
В России похожую схему уже со следующего года собираются внедрить на строительном рынке – при реализации новостроек, так как опыт долевого возведения жилья показал: слишком многие, внеся деньги застройщику, остаются без квартир. Тогда почему бы не опробовать такой вариант и в не менее рискованном бизнесе – туристическом, если не в обязательном, то хотя бы в добровольном порядке.
Необходимая нормативно-правовая база есть – в 2012 году договор условного депонирования прописан в Гражданском кодексе РФ. Вести эскроу-счета ЦБ разрешил 22 российским банкам. По сути, ничто не мешает туроператорам использовать новую схему расчетов. Ведь сейчас, когда на рынке очередной кризис доверия, поднять собственный имидж у потребителей особенно актуально.
Однако эксперты сомневаются, что прием платежей на доверительные счета имеет шансы стать востребованным в туротрасли. Для абсолютного большинства туроператоров основной источник пополнения оборотных средств – предоплата за туры. Заменить её можно только кредитами, а они в России дороги, 15–18 % годовых. «Стоимость туров вырастет пропорционально банковским ставкам», – предупреждает Дмитрий Давыденко, зампредседателя Общественного совета Ростуризма и глава Всероссийского союза туристов.
Работать на собственные средства или относительно недорогие иностранные кредиты имеет возможность считанное число российских туроператоров. Однако и для них использование трастовых счетов слишком финансово обременительно – ставки за обслуживание достигают 3 %. А ведь нужно платить еще за фингарантии и в фонд персональной ответственности. «Заложить дополнительные издержки в стоимость путевок вряд ли получится», – говорит замдиректора ANEX Tour Яна Муромова. Эксперт приводит пример того, насколько чувствителен спрос даже к самому незначительному увеличению цены туров. В 2015 году, когда полеты в Турцию из России были приостановлены, а компании с «турецкими корнями» попали под пристальное внимание госрегуляторов, ANEX анонсировал добровольное страхование приобретаемых через него турпакетов на случай своего вынужденного ухода с рынка. Услуга стоила 3 %, причем половину этих расходов туроператор брал на себя, агентствам предлагалось заплатить лишь 1,5 %. Это оказалось не востребовано, розничных партнеров не устраивало такое удорожание. К тому же многие ложно восприняли это как сигнал – уж не собирается ли компания банкротиться?
А в «Библио-Глобусе» обращают внимание на такой аспект, как надежность хранения денег туристов у эскроу-агента. «Кто бы им ни выступал, мы никогда не пойдем на то, чтобы доверять средства своих клиентов стороннему держателю», – категоричны в компании. Обоснованность сомнений туроператора подтверждает и руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. «Трастовые схемы распространены в странах, где используется англо-саксонская система права, у нас же – романо-германская. Копировать механизмы, базирующиеся на принципиально ином законодательстве, не так просто, как кажется. Удастся ли на практике в случае проблем у туроператора взыскать деньги со счета третьего лица – вопрос открытый», – говорит эксперт.
Сергей Толчин, директор по продажам «НТК Интурист», туроператора, аффилированного с международным туристическим холдингом Thomas Cook, отмечает, что в Великобритании трастовыми счетами, как правило, пользуются небольшие турфирмы. Часто это игроки, недавно вышедшие на рынок, они нуждаются в особо твердых гарантиях для туристов, чтобы заслужить доверие клиентов. Схема популярна также у владельцев небольших гостиниц, получающих и туроператорскую лицензию, чтобы делать туры в собственные объекты размещения. Таким отельерам не нужно регулярно проводить оплаты сторонним поставщикам, их вполне устраивает, когда деньги клиентов временно удерживаются эскроу-агентом.
***
А
как считаете вы? Стоит ли внедрять платежи через трастовые счета на российском
туррынке? Примите участие в опросе под статьей.
Опросы
- актуальные опросы
- архивные опросы
Будете ли вы больше доверять туроператору, зная, что тот не получит денег за тур до вашего возвращения из поездки? Готовы ли вы платить за такую гарантию неприкосновенности ваших средств?
Да, если цена тура для меня останется прежней или повысится незначительно
Да, даже если путевка подорожает на 15–20 %. Спокойствие дороже
Нет, не вижу смысла переплачивать. Срыв поездок по вине туроператоров случается не так уж часто
Нет. Этот эскроу-агент тоже может разориться!
Результаты опроса