Как получить с перевозчика 400 евро за задержку рейса?
Пoбeдят сaмыe нaстoйчивыe
Пaссaжиры-рoссиянe впрaвe прeтeндoвaть нa компенсации по европейским законам, но получить деньги смогут только самые настойчивые.
В конце июля российские туристы больше чем на сутки застряли в Болгарии по вине компании Bulgaria Air, которая отменяла и переносила их рейсы в Москву и Петербург.
История бурно обсуждалась на форумах и в соцсетях, причем некоторые эксперты предположили, что россияне вправе потребовать от перевозчика солидную компенсацию, так как он зарегистрирован в ЕС, а законы на этот счет, в отличие от России, там жесткие.
Редакция Hotline.travel выяснила, о каких суммах в евро идет речь и насколько реально их получить?
О нормах ЕС, регламентирующих компенсации пассажирам задержанных рейсов, напомнил генеральный директор «Балкан Экспресс» Алексей Маркелов. Комментируя многочасовой сбой в расписании Bulgaria Air, он заявил, что все российские туристы могут получить по 400 евро с перевозчика. Это предписано постановлением Европарламента и Совета ЕС №261 действующим с 2004 года.
Согласно этому документу, 400 евро перевозчик обязан выплатить в случае, если задержка составила более 4 часов при полетах на расстояние 1400 км в одну сторону. Еще более солидная сумма причитается пассажирам, которые должны были лететь на расстояние более 3,5 тыс. км. Если в пункт назначения они долетели с опозданием больше чем на 4 часа, то каждый из пассажиров может требовать в качестве компенсации 600 евро.
При этом важно, чтобы рейс осуществлялся в аэропорты на территории ЕС или, наоборот, из них.
Как выяснил корреспондент Hotline.travel, вариант действительно «рабочий», но сопряжен с рядом трудностей. На «Форуме Винского» пострадавшие от действий авиакомпаний пассажиры на 30 страницах делятся опытом получения таких компенсаций. Иногда перевозчик откликается на претензию, высланную по электронной почте, но чаще от пострадавшей стороны требуется настойчивость.
Одна из участниц форума написала о том, как при перелете из Дюссельдорфа на Канары через Нюрнберг, по вине авиакомпании, их перелет затянулся на двое суток. Сначала больше, чем на 5 часов, опоздал самолет Дюсельдорф–Нюрнберг, затем рейс до Майорки был перенесен на «неопределенное время». Пассажирке пришлось лететь с лишними стыковками и потратить значительно больше времени на перелеты.
Первую жалобу на электронную почту авиакомпании пассажирка написала сразу после возращения. Через месяц пришел ответ, что ее жалобе присвоен номер. Еще через месяц она написала повторно и пригрозила подать в суд. Ответа не было. Пассажирка обратилась на специализированный интернет-ресурс, который дистанционно оказывает юридическую помощь в конфликтах с авиаперевозчиками. Стандартная комиссия за услугу составляет 25% от суммы претензии. Правда, общаться с юристом придется на английском. На грамотную претензию авиакомпания отреагировала в течение нескольких дней. Пассажирка получила извинения, признание вины перевозчика и компенсацию 400 евро плюс возмещение расходов на адвоката.
У пассажиров, летящих со сложной стыковкой на отдых, рейс задержали более чем на 8 часов. Из-за этого им пришлось потратиться на новый билет до пункта назначения. По собственной инициативе авиакомпания был готова возместить только стоимость питания в аэропорту. На первые два требования компенсировать затраты пассажиры поучили «невнятные ответы». На почтовую переписку ушло 1,5 месяца. Однако требование предоставить официальное объяснение задержки рейсов и угрозы обратиться в суд подействовали. Авиакомпания выплатила деньги за билеты, которые были куплены пассажиром после отмены рейса, и компенсацию. На переписку ушло 2,5 месяца.
Выходит, что российские туристы с рейса Bulgaria Air также могут предъявить претензии и получить свою компенсацию. Но… По словам экспертов, не все обращения приводят к успеху. Например, авиакомпания может отказать в выплате, если задержка рейса была вызвана форс-мажорными обстоятельствами. Кстати, в случае с Bulgaria AIr, причиной задержек стал именно форс-мажор: в турбину самолета попала птица.
И все-таки попытка – не пытка. Ведущий юрист компании «Правозащита» Игорь Ермолаев рекомендует составить письменную претензию (на русском и болгарском языках) и отправить ее в главный офис авиакомпании. В претензии, в достаточно свободной форме, должна быть изложена суть дела, требование компенсации и дана ссылка на соответствующую норму ЕС – Постановление Европейского парламента и Совета ЕС № 261/2004. Если были расходы на питание и отель – следует приложить чеки. Необходимо указать также реквизиты счета, на который пассажир хочет получить деньги.
В среднем, вероятность получить денежную компенсацию за задержку рейса от иностранной авиакомпании юрист оценивает в 70-80%. Так что знайте – попробовать стоит.