Как бастовали таксисты в Гоа
Туристoв нe трoгaли, нo вoдитeлeй всё равно побаиваются
21 января в Гоа закончилась очередная, на этот раз трехдневная забастовка таксистов. После переговоров с правительством стороны сделали перерыв. Ненадолго – если штат не согласится на условия, диктуемые ассоциациями операторов такси, забастовка продолжится и после 24 января. Корреспондент HotLine.travel в Индии Юрий Болотов подготовил статью о том, как проходила акция и какие последствия возникли для туризма.
19 января сразу 15 тысяч таксистов отказались выйти на работу, что серьезно осложнило транспортную ситуацию в Гоа. Добраться куда-то можно было только на моторикшах и общественном транспорте. Большинство экскурсий для туристов в штате было отменено, плантации специй и кашмирские магазины, торгующие сувенирами и ювелирными украшениями, закрыты. Только некоторые туркомпании рискнули всё-таки провести экскурсии в соседний штат Карнатака с ранним выездом из отелей.
И хотя дороги опустели, в этот раз последствия оказались куда менее ощутимыми для туристического сектора, чем в прежние годы.
Во-первых, правительство штата было готово к забастовке. Чтобы максимально сгладить последствия для туризма, власти разрешили отправлять туристов в аэропорт на машинах с «белыми номерами», т. е. частных автомобилях. Были выделены дополнительные автобусы для трансферов из аэропортов и для встречи пассажиров круизных лайнеров.
Везде, где только можно, дежурила полиция, в Гоа было введено правило, запрещающее собираться группами по четыре и более человек (кроме похорон, свадеб, религиозных обрядов и госслужащим при исполнении), а также запрет на использование громкоговорители и «кричалки».
Во-вторых, изменились и причины конфликта. Раньше у таксистов был «зуб» на туроператоров и их гидов, которые, по мнению водителей, отбивают у них хлеб. Доходило до того, что таксисты полностью блокировали некоторые отели, не давали выезжать автобусам и даже митинговали с плакатами «Русские рэпы, уезжайте домой». После того как некоторые горячие головы лишились лицензий за подобные «проказы», руководители ассоциаций владельцев такси, образованных практически при каждом отеле в каждой деревушке, решили, что проще договариваться. При посредничестве местных политиков и полицейских чинов был выработан «пакт о взаимопонимании»: если сотрудник турфирмы имел бизнес-визу, униформу, бейджик, а также путевой лист на экскурсию, – претензий в легальности проведения экскурсии не должно было возникать.
Теперь причины протеста иные – операторы такси бастуют против государственного закона установки на машины ограничителей скорости, примененного уже остальными 28 штатами Индии.
Остается только добавить, что только лишь в Гоа число зарегистрированных такси достигает 20 тысяч. С учетом членов семей – это серьезная политическая сила, с которой власти вынуждены считаться. Например, ассоциации владельцев такси Гоа заставили правительство штата отказаться от планов введения туристического такси Ola Cabs с прозрачными, регулируемыми ценами (аналог Uber). Почти заблокировали и идею создания специального женского такси – водители заявили, что не потерпят конкуренции и работать не дадут. Так что сегодня из 10 женщин-таксистов, обученных в рамках программы, работает лишь одна.
Неудивительно, что за акциями таксистов Гоа внимательно следят не только в Индии, но и в других странах мира, – например, еще в пятницу британский МИД выпустил для своих граждан памятку по поводу забастовки с рекомендациями о мерах безопасности.