Из жизни нелегальных китайских гидов
Кaк вытeсняют рoссиян? Скoлькo зaрaбaтывaют? Рeпoртaж у мaвзoлeя
Рaзгул криминaльнoгo китaйскoгo бизнeсa – oднa из главных проблем на туристическом рынке Москвы. Нелегальные гастарбайтеры отнимают работу у местных гидов. Эта тема в прошлую пятницу обсуждалась в Общественной палате РФ, о чем мы писали в новостях на TourDom.ru. Вы только посмотрите отклики читателей! Это 26 отчаянных криков души!
Вот некоторые выдержки.
«Китайские гиды-нелегалы – позор туристической отрасли! Они убивают рынок! Устраивают неконтролируемые очереди на входах в музеи, хаос в музейных залах, толкаются, плюются. Их туристы все трогают потому что уверены, что экспонаты – это подделки», – пишет Ксения Китаева.
«Обидно наблюдать, как замызганного вида официант из китайского ресторана, который по-русски два слова связать не может, вдруг занимает наши рабочие места! Как нам кормить наши семьи, когда нас некому защитить?», – это реплика Рената Саитова.
Другие комментарии российских гидов, которых на родной земле теснят конкуренты из Китая, читайте на TourDom.ru.
А здесь – короткий фоторепортаж нашего журналиста Натальи Меньщиковой, которая сегодня побывал в центре Москвы, чтобы на месте оценить обстановку с обслуживанием китайских турпотоков.
Будут бить
2 августа в 10.00 я приехала на Манежную площадь, где у памятника маршалу Жукову меня ждал Вячеслав Севальнев – гид-переводчик, выпускник Института стран Азии и Африки, который уже больше 15 лет работает в Москве с туристами из Китая.
Вячеслав согласился показать мне китайских гастарбайтеров, так сказать, «в поле».
Конечно, первым делом я хотела сфотографировать его самого, но он отказался. «Меня будут везде узнавать и бить. Как минимум. Мне уже угрожали расправой, когда я в Кремле попытался выяснить, есть ли у китайца, который вел экскурсию, аккредитация и вообще разрешение на работу в России».
Я согласилась, что подвергать моего напарника такому риску не следует. И стала изучать обстановку. На площади было уже достаточно людно, к мавзолею выстроилась очередь, которая с каждой минутой росла – прибывали все новые и новые группы китайцев. Их возглавляли опять же китайцы – очевидно, те самые гиды, которых можно было отличить по ярким флажкам в руках.
Иногда «предводители» ходили по двое. «Скорее всего, один – сопровождающий группы, который приехал с клиентами из Китая, чтобы решать оргвопросы, а другой – студент, который учится в московском вузе и подрядился работать в качестве гида, хотя не имеет на это права», – прокомментировал Вячеслав Севальнев.
Как выяснить, правда ли они нелегалы? Проверить документы?
Я попробовала призвать на помощь сотрудников силовых структур.
Подошла сначала вот к этим ребятам, к их главному – сержанту.
«Товарищ сержант, – говорю. – Вы можете проверить документы вот у того человека, который ведет группу туристов из Китая? Я журналист, и мне надо удостовериться, что он работает гидом на законных основаниях».
Сержант отказался и отправил меня к двум сотрудницам полиции, которые дежурили неподалеку.
Девушки тоже не стали мне помогать, хотя ничего им не стоило попросить документики у любого прохожего. «Обращайтесь в отделение полиции Китай Город».
«Вы, русские, сами виноваты»
В отделение я, конечно, не пошла, а вместо этого сама попросила документы у очередного китайца с флажком, который со своими клиентами стоял в очереди к мавзолею. Он немного говорил по-русски. Представился Игорем, честно сказал, что никаких аккредитаций и официальных документов, которые дают право на работу в России, не имеет. И заявил, что не разрешает мне публиковать его фотографию, которую я сделала минутой раньше.
«Хорошо, не буду. Но вы за это, пожалуйста, ответьте на мои вопросы». «Окей, договорились», – сказал он. И обманул. Отделался общими словами. Поэтому я все же публикую его фото, но ретуширую лицо. Ведь слово русского журналиста чего-то стоит
«Вы сами виноваты, – говорил как бы Игорь. – Если вы не хотите, чтобы китайцы работали здесь, надо делать правильные законы. У нас в Пекине русским не разрешают работать с туристами. А на Хайнане таких правил нет, и там ваши работают. И еще, вот почему в Москве проблема – мало кто из местных знает китайский язык. Ваши гиды плохо говорят, клиенты жалуются».
Я попыталась выяснить, сколько он зарабатывает в Москве – не удалось. Но на этот вопрос мне ответил Вячеслав Севальнев: «Стандартный тариф – 80 долларов в день, и русские гиды столько просят, и китайцы-нелегалы. В этом году некоторые опускаются до 50 долларов. Может показаться, что все равно дорого, но вы представьте – рабочий день длится 15-16 часов, физически очень тяжело».
Тут я увидела необычную группу – китайские туристы в сопровождении явно местной девушки-блондинки.
Оказалось, что это гости не из Китая, а из Тайваня. «Они никогда не пользуются услугами нелегальных гидов, – пояснил Вячеслав. – На Тайване уровень жизни выше, нет такого стремления к экономии. И там считается, что надо уважать законы».
Образцово-показательная группа
Я подошла к этой группе, познакомилась. Попросила разрешения сделать групповую фотографию – как пример цивилизованного обслуживания туристов в соответствии с законами Российской Федерации.
Эффектная блондинка – московский гид Светлана Рыбашова. А господин с флажком – Ин Ивей, турлидер, который приехал с группой туристов из Тайваня. «Его задача – смотреть, чтобы никто не потерялся, всех пересчитывать. Я иду в начале группы, он в конце. Когда я рассказываю, Ивей переводит с английского на тайваньский», – пояснила Светлана. (Сама она говорит еще по-индонезийски и по-тайски.) В таком формате Света получает 2500 руб. в сутки плюс чаевые – 2 доллара с человека.
Она тоже обеспокоена растущим количеством китайских гидов-нелегалов – видит, как они работают, например, в Кремле. Покупают себе билет под видом обычных туристов, и ведут экскурсию. «Что рассказывают – это кошмар, историю России не знают, никакой подготовки у них нет. Иногда их ловят, ругают. Ведь в Кремле имеют право работать только аккредитованные гиды. Поэтому некоторые нелегалы привлекают российских коллег – просто рядом постоять. Это стоит 1500-2000 руб. за экскурсию продолжительностью от полутора до двух часов».
В разговоре со Светой меня заинтересовала тема чаевых. И я спросила у Вячеслава, получает ли он какое-то дополнительно вознаграждение от клиентов, когда ему достаются китайские группы. Оказалось, турлидеры собирают чаевые, но отдают своим компаниям, а местным гидам не достается ничего. Такая практика распространилась последние пару лет, а раньше чаевые были нормой.
По законам гастарбайтеров
Итак, нелегальный бизнес диктует в московском туризме свои законы. Считается, что главная беда – нехватка российских специалистов с хорошим знанием китайского языка. Но это лишь общепринятый штамп, говорят представители Ассоциации гидов-переводчиков. «В последнее время, наверное, из-за кризиса, работу экскурсоводов ищут многие, в том числе выпускники МГИМО и других очень серьезных вузов, с прекрасной языковой подготовкой», – делится наблюдениями Вячеслав Севальнев. Но китайские предприниматели стремятся замкнуть на себе весь процесс обслуживания клиентов-китайцев, чтобы деньги не уходили на сторону. И что самое главное – российская сторона ничего не предпринимает на уровне законодательной и исполнительной власти.
Правильно сказал мой новый знакомый из Китая, который назвался Игорем: «Вы, русские, виноваты сами».