Герман Елянюшкин: В 2018 году на Оке в Белоомуте заработает новый шлюз
Гeрмaн Eлянюшкин: В 2018 гoду нa Oкe в Бeлooмутe зaрaбoтaeт нoвый шлюз
ФГБУ «Кaнaл имeни Москвы» завершает строительство нового шлюза в рамках реконструкции гидроузла «Белоомут» – одного из старейших в столичном регионе. Уже началось тестирование шлюза. 27 октября он был наполнен водой, а в ноябре запланировано первое шлюзование. В навигацию 2018 года пассажирские и грузовые суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут проходить через современное гидротехническое сооружение.
Старое деревянное сооружение на гидроузле «Белоомут» сменил новый судоходный шлюз, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. Это железобетонная однокамерная конструкция с водонепроницаемым днищем. Длина камеры шлюза составляет 276 м, ширина – 18 м, а глубина – 6,8 м. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 м и весят 155 тонн каждый.
Работа над созданием шлюза велась с мая 2016 года. Масштабы строительства впечатляют: между лицевыми стенками шпунтовых рядов было выполнено днище из почти 100 распорных железобетонных балок толщиной 1х1 м. Чтобы не допустить повреждения судами, стенки камеры защищены специальным покрытием из высокомолекулярного полиэтилена.
Серьезным шагом в обновлении шлюза стала электронная система управления. На старом судопропуске используется электромеханический привод образца середины 1960-х гг. и обычная механика – редуктор с лебедкой, которую приходится вращать, чтобы открыть ворота шлюза. Новая система полностью автоматизирована: маневрировать сегментными затворами можно будет дистанционно с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании, либо с местного пульта.
26 и 27 октября новый шлюз успешно прошел первые испытания: были проверены уплотнительные элементы конструкции и затоплена камера. Сегментные затворы должны открывать и перекрывать створы шлюза, позволяя наполнять или опустошать камеру, а уплотнительные резинки – обеспечивать герметичность соединений и предотвращать фильтрацию, то есть поступление воды через уплотнения затворов.
«Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза – левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз», – говорит Герман Елянюшкин.
Расположенный в Луховицком районе Подмосковья гидроузел «Белоомут» – один из старейших гидротехнических комплексов столичного региона. Вместе с рязанским гидроузлом «Кузьминск» они образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. В настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии. Его реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и увеличит провозную способность флота. Сейчас завершается первый этап реконструкции, которая включает в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины (сдана в конце августа 2017 года).
«По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок – к 2019 году. На повестке стоит поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала», – резюмирует Герман Елянюшкин.
Гидроузел «Белоомут» был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом «Кузьминск» в 1911-1915 годы по проекту инженера Нестора Пузыревского. Состоит из судоходной плотины с фермами Поаре и камеры шлюза размером 16,2 х 266 м.
Контракт на строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд руб. был заключен в октябре 2015 года в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы 2010-2020». Генеральная подрядная организация – ФГУП «Атэкс». Заказчиком проекта является Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком – ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщиком – АО «Акватик».
В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями и камерой 18 х 276 м, капитальная несудоходная плотина (состоит из глухой части и четырех водосбросных пролетов шириной по 18 м каждый), автоматизированная система управления, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания.
ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.