Эксперты: в случае краха «ВИМ-Авиа» из-за границы придется эвакуировать 100 тысяч российских туристов
Экспeрты: в случae крaxa aвиaкoмпaнии из-зa грaницы придeтся эвaкуирoвaть 100 тысяч рoссийскиx туристов
Судьба компании «ВИМ-Авиа» решается как раз в тот момент, когда пишутся эти строки, – днем 25 сентября. Идут активные консультации Ростуризма и Росавиации с руководством перевозчика, его партнерами и кредиторами. Наблюдатели полемизируют о том, какой сценарий развития событий наиболее вероятен: 1) жесткая остановка полетов; 2) мягкая остановка полетов; 3) реанимация и продолжение бизнеса «ВИМ-Авиа»?
Шок – это по-нашему?
Самый пессимистический сценарий – немедленное прекращение деятельности перевозчика – СМИ активно муссировали в минувшие выходные. «У компании нет денег на авиатопливо и аэропортовое обслуживание, кредиторы оплатили ее полеты до 12:00 в понедельник, 25 сентября. На прошлой неделе «ВИМ-Авиа» обратилась за помощью в правительство, но шансы получить госгарантии под новые кредиты невелики», – писал портал The Bell 24 сентября со ссылкой на анонимные источники, его процитировал целый ряд изданий.
Туроператоры – заказчики «ВИМ-Авиа» – не разделяют столь радикального пессимизма. Государство, по идее, должно быть заинтересовано в том, чтобы предотвратить негативный сценарий, ведь иначе пострадают десятки тысяч граждан, оплативших перевозку проблемной авиакомпании, и кому-то вместо нее придется выполнять вывозные рейсы. «У конкурентов «ВИМ-Авиа» сейчас нет для этого достаточного количества провозных емкостей», – полагает Александр Цандекиди, гендиректор «Музенидис Трэвел». С коллегой согласен Сергей Толчин, заместитель гендиректора «НТК Интурист». По его оценке, в случае экстренной остановки полетов «ВИМ-Авиа» надо будет эвакуировать из-за границы порядка 100 тысяч российских туристов (а ведь есть еще пассажиры внутренних регулярных рейсов).
Самому «Интуристу» до конца летней навигации осталось перевезти рейсами «ВИМ-Авиа» около 20 тысяч человек, аналогичная ситуация у TUI Россия, как сообщил гендиректор этой компании Тарас Демура.
Компромисс в ручном режиме
Очевидно, что масштабы возможной проблемы достаточно велики, возможность социального потрясения и международного скандала достаточно реальна, чтобы представители руководства страны вмешались и, как это бывает, в ручном режиме сняли остроту конфликта между «ВИМ-Авиа» и его кредиторами. На данный момент самый напористый из них – аэропорт Домодедово, которому перевозчик, по неофициальным данным, должен порядка 540 млн руб. По мнению туроператоров, у государства есть основания охладить пыл этого кредитора, чьи действия привели к коллапсу в минувшие выходные – веерным задержкам внутренних и международных рейсов «ВИМ-Авиа». Тысячи человек не смогли своевременно вылететь в Сочи, Краснодар, Симферополь, Благовещенск, Магадан, Фуджоу, Анталью, Салоники, Ларнаку, Ираклион.
«Возможно стоит задаться вопросом компетентным органам. Почему в споре хозяйствующих субъектов опять стали заложниками пассажиры? Почему аэропорт приостановил обслуживание перевозчика именно в конце недели? Понятно, что в этой ситуации пострадало большое количество пассажиров», – говорит Сергей Толчин. – «Если у аэропорта есть претензии к авиаперевозчику, то следует предъявлять их в рамках правого поля, а не ставить под удар пассажиров».
Возможно, руководители Домодедово сами или при помощи сверху уже пришли к такому же выводу. Во всяком случае… «На данный момент аэропорт обслуживает все рейсы и российских, и зарубежных перевозчиков своевременно, в том числе и авиакомпании «ВИМ-Авиа», – так ответила в понедельник, 25 сентября, пресс-служба Домодедово на запрос HotLine.travel. Но о перспективах дальнейшего сотрудничества умолчала: «Мы не комментируем коммерческих отношений с авиакомпаниями».
Аналогичную позицию, видимо, заняли и другие кредиторы. «Татнефть» пока поставляет авиатопливо; есть неофициальная информация, что получена кредитная линия от банка «Зенит», близкого к правительству Татарстана… Словом, на данный момент есть ощущение, что сценарий «мягкой остановки» «ВИМ-Авиа» – самый реальный. Если он реализуется, то перевозчика продержат на крыле до конца летней навигации (а это середина октября), чтобы он выполнил свои обязательства по чартерным рейсам. И постепенно переключат его регулярные пассажиропотоки на другие авиакомпании.
Оптимизм не исключается
А вот насколько вероятен третий из упомянутых экспертами сценариев, самый оптимистичный для авиакомпании, – а именно урегулирование отношений с контрагентами и продолжение деятельности?
По мнению экспертов, этот вариант нельзя исключать хотя бы потому, что за свою 15-летнюю историю перевозчик пережил целый ряд внутренних кризисов и всегда находил из них выходы. Так, в 2015 году ВТБ и Сбербанк выдвигали требования признать «ВИМ-Авиа» банкротом по причине задолженностей – 1,8 млн долларов и 4,44 млрд рублей соответственно. Сбербанк через суд требовал арестовать имущество авиакомпании. Но владелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев как-то урегулировал эти конфликты, и дело о банкротстве было прекращено по согласованию сторон. (Подробности всех взлетов и падений перевозчика читайте здесь.)
«Как знать, вдруг и теперь г-ну Мурсекаеву удастся склонить кредиторов на мировую?» – говорят наблюдатели. Но обращают внимание, что на сей раз вокруг авиакомпании смыкают ряды правоохранительные инстанции. Следственный комитет готовится проверить «ВИМ-Авиа» на нарушение прав пассажиров, Татарская транспортная прокуратура проверяет в связи с серийными задержками авиарейсов, Генпрокуратура уже проверила по тому же поводу и вскрыла нарушения закона. Кроме того, в отношении авиакомпании и ее руководителя возбуждены дела об административном правонарушении в связи с задержками зарплаты («ВИМ-Авиа» должна своим сотрудникам более 206 млн руб.). Все это может рассматриваться как юридические основания для прекращения деятельности перевозчика. С одной оговоркой – если на это будет политическая воля.
Уважаемые читатели, как бы вы решили судьбу «ВИМ-Авиа», если бы это зависело от вас? Участвуйте в опросе HotLine.travel.
Опросы
- актуальные опросы
- архивные опросы
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» – сорвать стоп-кран или оставить на рынке?
51.7%
Пусть долетает сезон и тогда уходит с рынка
28.7%
Для сохранения конкуренции в сфере авиаперевозок было бы лучше, чтобы «ВИМ-Авиа» продолжила работу. На рынке и так не хватает провозных емкостей, а с ее уходом будет острый дефицит
19.6%
Авиакомпания доказала неспособность нормально работать. Закрыть прямо сейчас, чтобы никто больше не мучился
Количество ответов: 484