Депутаты придумали, как защитить туристов от туроператоров
Выпoлнимo ли трeбoвaниe пoдтвeрждaть oплaту oтeля?
Сход с дистанции сразу нескольких туроператоров, случившийся в последние недели, побудил законотворцев выступить с новой инициативой по регулированию туротрасли и защите туристов. Депутаты фракции «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, предлагающий обязать туроператоров в течение суток после получения от туриста денег за путевку предоставлять ему подтверждение оплаты гостиницы. Возможно ли выполнить такое требование на практике? И есть ли у этого предложения законодательные перспективы?
За нарушение – штраф
Как полагают авторы инициативы, все беды туристов, пользующихся услугами организованного туррынка, связаны с несвоевременным внесением туроператорами платы отелям за размещение. «Действующее законодательство не предусматривает обязанности для туроператоров подтверждать платежи гостиницам, тогда как по выдаче туристу авиабилета такое условие есть», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. А потому предлагается внести в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» поправку, обязующую в течение 24 часов после получения денег от туриста за путевку предоставлять тому документ о том, что его номер в отеле оплачен. За нарушение – штраф, 10 % от стоимости комнаты, кроме того – право клиента расторгнуть договор с турфирмой и получить возврат всей суммы.
Практики турбизнеса усматривают сразу несколько изъянов в позиции законодателей. Пожалуй, ключевой момент – непонимание депутатами «кухни» туриндустрии, того, как строятся отношения туроператоров и отельеров. «Ведь контракты могут быть разными. Момент оплаты туристом своего тура и оператором конкретного отеля – совершенно разнесенные по времени и несвязанные вещи», – поясняет директор по продажам и маркетингу Marriott International Яков Адамов.
Следующая сложность: а каким образом туроператор может технически подтвердить оплату конкретного гостиничного номера? Договоры с отелями обычно предполагают выделение туроператору целого блока комнат, и на то, чтобы выписывать отдельный документ о внесенном платеже для каждого туриста, объекты размещения вряд ли пойдут.
Наконец, предложенная схема абсолютно не соответствует мировой практике гостиничного контрактинга. По сути, отечественных игроков рынка собираются жестко ограничить в вариантах договоренности с отелями – ввести для них особые правила взаимоотношений с гостиницами. Это поставит наших туроператоров в неравные условия с иностранными конкурентами.
Чья компетенция?
Юристы обращают внимание на нестыковки законопроекта с уже существующей правовой базой. Например, в отраслевом законе невозможно прописать штрафы для туроператоров. «Это прерогатива Административного кодекса РФ», – поясняет основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
Что же касается перспектив прохождения через Госдуму предложенных поправок, остается надеяться, что при рассмотрении в профильных комитетах привлеченные эксперты, разбирающиеся в нюансах турбизнеса, смогут донести до законодателей пагубность и абсурдность такой инициативы и невозможность её воплощения на практике.
Тем не менее под предлогом защиты интересов туристов сейчас действительно могут быть приняты те или иные законодательные инициативы, увеличивающие и без того обширный список требований к работе туроператоров, предупреждают эксперты. Задача профессионального сообщества в этой ситуации – направить законотворческие инициативы в конструктивное русло. Например, уже звучат предложения расширить полномочия Ростуризма в части проверки финансового состояния туроператоров.