Что туристам не нравится в Грузии, Армении и Азербайджане
Турoпeрaтoры чeстнo рaсскaзaли o прoблeмax
Примeтa этoгo сeзoнa – бум туристичeскoгo спрoсa на ближнее зарубежье. Грузия, Армения, Азербайджан… Кто-то выбирает эти страны как замену дорогой европейской экскурсионке или пляжам Турции и Египта, кого-то влечёт ностальгия по советскому прошлому. Между тем для турагентов Кавказ – пока ещё терра инкогнита. О прелестях братских республик красноречиво рассказывается в рекламе, а здесь давайте честно покажем обратную сторону медали: что туристам на этих направлениях не нравится и что, по мнению туроператоров, надо менять к лучшему.
Перевозка: дорого
Вообще-то, кривая цены на авиаперевозку на этих направлениях в последние годы ползёт вниз, но тарифы остаются всё ещё слишком высокими – так считают эксперты турфирм и сами путешественники.
Допустим, билеты «Аэрофлота», S7 или Georgian Airways из Москвы в Тбилиси и обратно на июль можно взять за 280–300 $. Сейчас актуален Батуми, поскольку в разгаре пляжный сезон, но почему-то грузинский нацперевозчик ушёл с этого направления, и тарифная планка там повысилась. Ради экономии туристы-курортники вылетают из Москвы в Тбилиси, потом наземным транспортом добираются в Батуми и обратно вылетают уже оттуда. Авиаперевозка в итоге «съедает» порядка 400 $. На самом деле, экономия выходит сомнительной – с учётом ж/д или автотранспорта дорога как раз обходится примерно в цену прямой перевозки Москва – Батуми – Москва. Но по дороге на курорт у туристов появляется возможность ознакомиться с такими историческими городами, как Тбилиси, Мцхета, Гори, Кутаиси, Боржоми, что само по себе ценно.
На армянском направлении средняя стоимость авиаперевозки в июле – 400 $ в оба конца. Дорога в Азербайджан подешевле – можно уложиться в 240 $ (хотя в целом эта страна – самая дорогая из перечисленных).
Надо сказать, что при завышенной, по мнению наблюдателей, цене авиаперевозки турпотоки на всех трёх рынках растут, авиакомпании летают с хорошей загрузкой, так что резона оптимизировать тарифы у них нет. Но предприниматели, которые вынашивают планы перевести эти направления из нишевых хотя бы в субмассовые, говорят о необходимости постановки чартеров. Несколько грузинских туроператоров на MITT обсуждали эту тему с крупными российскими игроками, но тем сейчас, видимо, не до новаторских проектов, так что конкретных инициатив пока нет.
Что на словах, что на бумаге
Все российские турфирмы, начиная работать по Кавказу, подмечали такую особенность местных предпринимателей: многие стараются оставлять договорённости только на уровне честного слова и не всегда его держат. И даже когда подписывают контракт, могут его нарушить. «Извини, дорогой, так получилось…» Особенно это касается Грузии и Армении.
Чем это оборачивается для туристов? Не подтверждаются места на авиарейсах в рамках блоков, жить приходится не в тех отелях, которые изначально бронировались.
Поэтому наши операторы практически не сотрудничают напрямую с гостиницами – слишком высока вероятность того, что забронированные номера будут перепроданы, если подвернётся более выгодный клиент с улицы. Когда работаешь через местного оператора, риски снижаются – земляков на Кавказе не кидают. Хотя и сами принимающие туроператоры не всегда скрупулезны в выполнении договорённостей. Но с годами их российские партнёры постигают особенности кавказского делового оборота, и проблем становится меньше.
Отели. Ну это же не Эмираты!
Что касается отельной базы, то она наиболее разнообразна в Грузии, а вот в двух соседних странах не хватает качественных объектов в экономичном и среднем ценовом сегментах.
Например, в Армении на озере Севан есть лишь три-четыре объекта, которые наши туроператоры решаются позиционировать как адекватные по соотношению цены и качества. В столице гостиничный фонд, по их мнению, переоценён.
В Азербайджане эта проблема выражена ещё сильнее и явно сдерживает турпоток. Особенно в пляжном формате. Честно говоря, никто и не предполагал, что российские клиенты проявят столь активный интерес к отдыху на Каспийском побережье, но, когда закрыли Турцию и Египет, в турфирмы стали поступать многочисленные запросы на организацию пляжного отдыха в Азербайджане. Оказалось, жить там почти негде. Отели типа Джумейра Билга Бич и Рамада мало кто тянет по цене, а остальные варианты – для самых убеждённых поклонников советского колорита.
Туроператоры предлагают даже такие варианты, как проживание в Баку с бесплатным шатлом на море, – порядка 25 км. И как ни странно, желающие находятся. Если люди готовы на такие марш-броски, то сколь же высок потенциал спроса на пляжный отдых в Азербайджане! Российские турфирмы надеются, что местные инвесторы это оценят и в обозримом будущем на направлении появятся приемлемые по цене объекты размещения для массовой клиентуры.
К чему готовиться в горах
Отправляя на Кавказ туристов, настроенных на активную экскурсионку, надо готовить их к тому, что дороги там… сложные. Всё-таки горы. Если в Грузии и Армении где-то случились сильные дожди, сошёл сель, приходится долго ждать, когда автомобильное сообщение будет восстановлено, объездных путей нет, и об исходной программе поездки можно просто забыть.
В Армении даже при хорошей погоде многие экскурсии планируются только на джипах – обычный транспорт не предназначен для этих поездок. А в Грузии есть весьма перспективные в плане туризма регионы, куда можно добраться только на вертолётах, сейчас на маршрут выставляются небольшие самолёты, добраться на машине просто нереально.
И ещё о горных дорогах. Путешествуя по Грузии и Армении весной или же после сильных ливней, туристы бывают неприятно удивлены видами окрестностей – с гор водой сносит мусор, и местные власти как-то не очень озадачены уборкой территории.
…
Можно было бы сказать ещё о том, что на Кавказе не в полной мере реализуется экскурсионный потенциал, не везде внедрены понятные стандарты сервиса, кое-где взаимопониманию с местными партнёрами препятствуют особенности менталитета и делового оборота. Но лучше подытожим так: есть куда расти. И, в общем-то, все слабые места сглаживаются тем самым кавказским гостеприимством, о котором ходят легенды. Одна из главных местных достопримечательностей – это сами люди. Недаром туры в Грузию, Армению и Азербайджан так активно и эмоционально рекламирует российское «сарафанное» радио.
За содействие в подготовке материала редакция HotLine.travel выражает благодарность Татьяне Дудиной, руководителю направления СНГ компании АЛЕАН, и её коллеге из «Ванд» Ирине Медведевой.