?> Что получат кредиторы «ВИМ-Авиа»? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Что получат кредиторы «ВИМ-Авиа»?

Что получат кредиторы «ВИМ-Авиа»?

Или нa кaкoгo «вoлшeбникa» мoлиться

Прeдвaритeльнo пoдсчитaнныe пoтeри турoпeрaтoрoв из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» перевалили за полмиллиарда рублей. Практически все бывшие партнеры планируют взыскать свои средства через суд, но перспективы их получения зависят от того, что будет с авиакомпанией. На данный момент есть два сценария: банкротство или вмешательство инвестора. Вместе с экспертами HotLine.travel рассмотрел перспективы обоих вариантов.


Наиболее вероятный ход событий

Учитывая общий размер кредитов компании – порядка10 млрд руб., жесткую позицию кредиторов и резкую реакцию властей, «ВИМ-Авиа», скорее всего, ожидает банкротство. Так как владельцы компании находятся за границей и самоустранились, заявление на запуск процедуры, по словам арбитражного управляющего Марии Булатовой, может подать любой ее кредитор.

Процесс банкротства займет продолжительное время – достаточно вспомнить, что «Трансаэро» признана несостоятельной только в сентябре этого года.

Как объясняет эксперт, сначала будут подсчитаны все финансовые и имущественные активы «ВИМ-Авиа» и создан реестр всех, кому задолжала компания: от собственных сотрудников до банков, лизингодателей, аэропортов и туроператоров. В первую очередь рассчитаются с физическими лицами – подсчитанные долги составляют 260 млн руб., потом с банками – порядка 7 млрд. Участникам туррынка в лучшем случае достанутся крохи.

«Учитывая суммы долгов авиакомпании «ВИМ-Авиа» и то, что основных средств по отчетности у них 3,9 млрд руб., цепочка, выплат, скорее всего, закончится на банках, ведь всё имущество фирмы – за счет которого, как правило, погашается большая часть долга – находится у них в залоге. Оставшиеся средства, если таковые будут, распределят между оставшимися кредиторами в равном процентном соотношении», – отмечает учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

«Волшебник в голубом вертолете»

Туроператоры, скорее всего, осознают печальные перспективы на возврат своих миллионов. Однако надежда умирает последней. «ВИМ-Авиа» еще может спасти некий волшебник-инвестор, который выкупит компанию за предложенный Мурсекаевым символический рубль.

Теоретически активы «ВИМ-Авиа» могли бы быть интересны крупным перевозчикам. О том, что три российские авиакомпании выразили желание купить «ВИМ», говорил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, а руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил журналистам, что «самый хороший способ (для «ВИМ-Авиа») – присоединение к более крупному авиаперевозчику».

Однако эксперты отмечают, что никаких эксклюзивных и необходимых другим авиакомпаниям активов у «ВИМ-Авиа» нет. Парк широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов могут использовать разве что «Аэрофлот» или чартерные перевозчики, но и тот и другие уже имеют собственную стратегию развития, основанную на утвержденных провозных емкостях и контрактинге. Маршрутная сеть также не представляет особой ценности: новые предложения «ВИМ-Авиа» по китайскому направлению, как и внутрироссийские рейсы, не ограничены жестко в допусках, рынок свободный, и если кто-то хотел на них выйти, мог бы это сделать и раньше.

Кроме того, нацперевозчик уже публично открестился от «ВИМ-Авиа», а пример «Трансаэро» показал, что государство не будет вкладывать значительные средства в спасение коммерческой компании, даже несмотря на выполнение социально значимых регулярных рейсов. Еще одним звоночком к последнему стало и то, что 13 октября в Кремле заявили, что для них было главным перевезти оставшихся пассажиров, а дальнейшая судьба авиакомпании им неинтересна.

«Конечно, исключать, что кто-то рассматривает для себя возможность выкупить «ВИМ-Авиа», нельзя, для рынка и экономики это было бы очень хорошо, но особого ажиотажа я не вижу», – сказал авиационный наблюдатель.

Получается, что оставить «ВИМ-Авиа» на плаву по большому счету нужно только крупнейшим кредиторам. Это шесть банков («Зенит», «Абсолют», «Образование» и др.), у которых в залоге имущество авиакомпании – 20 авиадвигателей и пять вспомогательных установок. Более того, у «Зенита» еще и 5 % акций предприятия. По оценке экспертов, продажа этой техники не позволит полностью покрыть долги перевозчика. И судя по поступающей информации, банки еще не определились с дальнейшими действиями.

Основной кредитор – татарстанский банк «Зенит», собственно как и «Абсолют Банк», этим летом уже отказали перевозчику в выдаче 500 млн руб. на ликвидацию кассового разрыва, видимо, окончательно потеряв доверие к заемщику. Однако Мосстройэкономбанк (М банк) в сентябре этого года отозвал свое заявление на банкротство авиакомпании, решив дождаться официальных заявлений Минтранса и Росавиации. Некоторые расценили это как знак того, что «ВИМ-Авиа» всё-таки имеет шанс на восстановление. Но, по мнению собеседников HotLine.travel, отзыв заявления, скорее, связан с работой антикризисного штаба по вывозу туристов. В общем и целом, взять что-то с компании, которая не генерирует никаких доходов, будет сложно.

В любом случае решение властей обещали огласить после 15 октября, когда остановится регулярная программа «ВИМ-Авиа». Однако в пятницу, 13-го, Аркадий Дворкович уже сообщил, что инвестор до сих пор не найден. По последним данным, дата отодвинута до 22 октября — когда «ВИМ-Авиа» перевезет участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов  в Сочи. Пока всё сходится к тому, что банкротство фирмы – самая логичная развязка этой ситуации. А точнее, начало новой – урегулирования расплаты с армией кредиторов.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.