Что будет с туризмом до 2019 года
Прoгнoз Влaдимирa Вoрoбьёвa
Зa мeсяц дo вступлeния в силу нoвoгo фeдeрaльнoгo зaкoнa, мeняющeгo прaвилa игры нa туррынкe, своими мыслями по этому поводу решил поделиться президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв. С учётом того, что ещё недавно он призывал всех расслабиться, приглашение пообщаться редакция охотно приняла. Заодно обсудили многомиллионный иск от «Трансаэро», громкий выход из АТОРа и другие интересные темы. Читайте.
Владимир Борисович, в нашу прошлую встречу вы называли 2017 год переходным и на этом основании призывали не ждать катаклизмов, связанных с вступлением в силу нового закона. Что изменилось?
После Конгресса туроператоров появилась уверенность, что этот период продлится не год, а два. Поставщики будут заняты формированием фондов персональной ответственности, агентства – адаптацией к условиям работы «от имени и по поручению». Время есть, но дальновидным предпринимателям стоит внимательно читать закон и уже сейчас перестраивать бизнес под новые реалии. Ну, а дальше… У меня нет сомнений, что раз президент желает довести вклад туризма в ВВП России до 10 %, то нашу отрасль захотят увидеть здоровой, белой, генерирующей прибыль. Где-то начиная с 2019 года стоит ожидать жёстких действий по наведению порядка. Инструменты контроля заложены в новом законе. Это, например, электронная путёвка, вступающая в силу с 2018 года. Кроме того, у регулятора появляется возможность устанавливать нормативы для туроператоров, как это делает Центробанк для страховых компаний, и исключать из участников рынка тех, кто им не соответствует. Кстати, логично, если Центробанк этим и займётся, – ведь у него есть все необходимые механизмы.
Так что расслабиться всё-таки не получится.
Это про будущее. А что скажете про то, что уже почти настоящее? Как «Натали Турс» планирует построить работу с розницей после 1 января?
В период с 10 по 20 декабря планируем перейти на новые договоры, чтобы с нового года мы уже работали в условиях, адекватных новому закону. Это будет оферта, размещённая на нашем сайте и не требующая срочного подписания со стороны партнёров, уже имеющих регистрацию в системе. В соответствии с ним взаимодействие с клиентом будет строиться в два этапа. Сначала агентство подписывает с заказчиком предварительный договор на подбор и бронирование тура. После того как «Натали Турс» подтвердит все заказанные услуги и в установленный срок получит 100 %-ную оплату, у турагента появится возможность заключить ещё один договор – о реализации туруслуг, а также распечатать соответствующую доверенность от «Натали Турс», если на тот момент это условие сохранится в законе. В 2018 году к этому добавим ещё и документ электронной путёвки.
Депозит понадобится?
Мы не видим необходимости брать с агентства депозиты или как-то ограничивать их в правах заключения агентских договоров с нашей компанией. Возможность работы в новых условиях автоматически получат все наши партнёры. Условия начисления вознаграждения также меняться не будут. Вариант с перечислением всех денег туроператору и последующим возвратом комиссии агенту мы считаем нецелесообразным.
Никаких изменений в худшую сторону по платежам мы тоже не планируем. Как и сейчас, необходимость в полной оплате зарезервированных услуг будет возникать у агента где-то за месяц до вылета туристов.
Отличие от действующих условий только в необходимости заключать два договора с клиентом, причём тот, который предварительный, агент подписывает от своего имени, а основной – от имени туроператора. Схожая система взаимодействия выстроена в агентствах недвижимости, и мы считаем, что это оптимальный вариант.
На конгрессе, поговорив с рядом партнёров из регионов, я убедился, что условия приемлемые. Единственный нюанс касается субагентской схемы. Она останется на рынке, однако субагенты должны быть субъектами договорной деятельности, как и агенты. Иначе они будут на птичьих правах: не смогут заключать договоры от имени и по поручению «Натали Турс» и предъявлять доверенность, если это потребуется. Чтобы избежать этого, я рекомендую уполномоченным компаниям и центрам бронирования уже сейчас регистрировать субагентов в системе «Натекния». Это позволит им быстро подключиться к договорам оферты и продолжить работу по продаже туров «Натали Турс» на легальной основе. Поясню на примере продажи перевозки. Чтобы быть субагентом билетной компании, иметь свой терминал бронирования и выписывать авиабилеты самостоятельно, надо пройти процедуру подписания субагентского договора с перевозчиком.
Сейчас, судя по комментариям, некоторые опасаются работать с вашей компанией, так как согласно решению арбитражного суда «Натали Турс» обязали выплатить «Трансаэро» крупную сумму – 5,8 млн долларов. Насколько это критично и что планируете делать?
Мы будем бороться и обжаловать это решение. Других вариантов действий сейчас нет, так как в «Трансаэро» введена процедура наблюдения. Там много кредиторов, и любые договорённости с авиакомпанией предполагают утверждение на совете кредиторов. Если вдруг, как сейчас сообщается, процедуру наблюдения отменят и авиакомпания перейдёт в состояние регулярного менеджмента, то тогда можно будет встречаться и обсуждать какие-то взаимоприемлемые условия. Есть ведь встречный иск со стороны «Натали Турс» на 402 млн рублей. Если перевозчик пойдёт по пути банкротства, то мы попадём в общую кредитную массу, если нет – то иску будет дан ход, если мы ни о чём не договоримся. Это целый процесс, растянутый во времени.
Если в рамках второй-третьей судебной инстанции мы проиграем и процедура банкротства не будет прекращена, то у «Трансаэро» появятся основания обратиться к судебным приставам. Чтобы не доводить ситуацию до этого, мы продумали механизмы защиты и используем их, если увидим, что события развиваются по такому сценарию. Подробно говорить о том, что это за механизмы, я не могу, так как пока не вижу каких-то серьёзных рисков для нашей текущей операционной деятельности.
Что касается агентов, которые боятся. Не замечаю какого-то падения продаж, связанного с этим иском. Гораздо большее влияние оказывает колебание курса рубля к доллару и евро. Волатильность рубля привела к тому, что турагентства научились следить за тем, как он ведёт себя на бирже, и в зависимости от этого придерживают оплаты или, наоборот, ускоряют.
Ещё один вопрос по поводу денег. В середине ноября АТОР сообщала, что «Натали Турс» «могла быть исключена за неуплату членских взносов», но накануне собрания представители компании сами обратились с заявлением о выходе. Что за намёки?
Это вопрос к руководству ассоциации. Со своей стороны, могу сказать, что деньги тут ни при чём. Лет десять назад, когда РСТ занялся политической деятельностью и вызывал людей на баррикады, протестуя против фингарантий, мы вышли из этой организации. Так как считаем, что общественная организация предпринимателей должна отстаивать их интересы, а не участвовать в разборках чиновников. Тогда создали АТОР как инструмент лоббирования интересов туроператоров. Сейчас история повторяется. Идёт война чиновников. РСТ встала на одну сторону, АТОР – на другую и откровенно «троллит» всё, что исходит из недр Ростуризма. Между тем лоббирование подразумевает возможность договариваться, так как война явно не в интересах бизнеса. Нам не хочется участвовать в войнах. Когда встал вопрос о необходимости подтвердить своё членство, мы предпочли покинуть ассоциацию.
Так как интервью у нас, можно сказать, предновогоднее, интересует ваш прогноз. Что будет происходить с туризмом в следующем году? К чему готовиться?
Основные факторы напряжённости уходят. Рублёвая турбулентность, приводившая к тому, что туристы придерживали деньги, опасаясь их тратить, уже не такая сильная, как год или тем более два назад. Правительство чётко обозначило финансовый приоритет – поддержание инфляции на уровне 4 %. А так как импортозамещение у нас пока не очень налажено, это говорит о том, что далеко от нынешних значений рубль отпускать не будут. Полагаю, его удержат в диапазоне 60–70 рублей за доллар. Кроме того, в стране начинается предвыборная кампания, ожидаются бюджетные вливания. Так что если даже не будет экономического роста, можно рассчитывать хотя бы на некую стабильность, как экономическую, так и политическую.
Ещё один важный фактор – открыли Турцию. Сработает эффект отложенного спроса. Те, кто туда по какой-то причине не съездил сейчас, обязательно поедет следующим летом. Плюс туда переместятся частично турпотоки с других направлений. Все игроки это понимают, спрогнозировать летний сезон туроператорам становится гораздо проще. А это значит, что ошибок в планировании чартерных программ будет меньше. С рынка уйдёт ненужный демпинг – как следствие, и финансовое состояние туроператоров улучшится.
Какая-то уж очень благостная картина получается…
С моей точки зрения, всё так, если не будет войны, конечно. Плюс надо помнить о том, что я говорил выше, и готовиться к 2019 году. Дальновидным туроператорам стоит отказываться от демпинга, турагентствам, в свою очередь, – от скидок. Постараться за 2017–2018 годы сформировать базу, необходимую для того, чтобы остаться на рынке и не оказаться в одном ряду с ушедшими банками и страховыми компаниями.
На правах рекламы