?> Британские туристы остались без фингарантий | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Новости туризма > Британские туристы остались без фингарантий

Британские туристы остались без фингарантий

Крax Low Cost Travel Group в рaзгaр сeзoнa пoстaвил пoд угрoзу oтдыx 140 000 житeлeй Вeликoбритaнии

В нaчaлe недели британские СМИ сообщили о крахе крупной туристической компании Low Cost Travel Group (LCTG). Фирма работала по принципу онлайн-тревел-агентства, продавая европейцам через Интернет как отдельные туристические услуги, так и турпакеты. Десятки тысяч британцев теперь останутся без отдыха, им грозит долгая судебная тяжба, чтобы вернуть деньги, так как фирма не подпадает под действие фингарантий. Эксперты не исключают, что аналогичные скандалы могут возникнуть и в России, где иностранные онлайн-тревел-агентства также активно развиваются.


Во всем виноват референдум

Low Cost Travel Group прекратила работу 15 июля. В это время за границей находилось 27 000 туристов – клиентов компании, ещё 110 000 оплатили туры через Интернет, но на момент краха ещё не уехали. В основном это граждане Великобритании.

На сайте Low Cost Travel Group сообщается, что компания остановила свою работу после «всеобъемлющих» попыток руководства спасти организацию, что затруднялось «недавними и текущими турбулентными финансовыми обстоятельствами». ВВС связала развал компании с неопределённостью накануне референдума о выходе Британии из Евросоюза (Brexit).

Эксперты считают, что референдум заставил туристов повременить с принятием решения об отдыхе, а падение курса фунта, конкуренция со стороны других игроков и террористическая угроза «добили» Low Cost Travel Group.

Путь к возврату будет трудным

Те клиенты компании, которые сейчас за рубежом, смогут без проблем улететь на родину. Их билеты уже оплачены – компания перечисляла деньги перевозчикам в момент бронирования, чтобы получить лучшие цены лоукост-авиакомпаний. Но все остальные услуги: проживание, трансферы, аренда и парковка автомобилей оплачены не были, так как за всё это Low Cost Travel Group обычно рассчитывалась с поставщиками услуг уже постфактум. Следовательно, туристам придётся оплачивать своё проживание снова, сохранять чеки, а потом предъявлять претензии. А вот кому – это отдельный вопрос.

В Великобритании есть Резервный фонд для авиапассажиров (Air Travel Reserve Fund), который должен расплачиваться за банкротства туркомпаний. Есть также ассоциация ATOL, которая защищает интересы туристов в таких случаях. Но ситуация осложняется тем, что Low Cost Travel Group, некогда британское юрлицо, с 2013 года зарегистрировано в Испании, на Майорке. То есть английские фингарантии в данном случае не работают, поскольку туристы купили путёвки у зарубежного ОТА. Речь идёт об общей сумме свыше 50 млн фунтов.

На сайте Low Cost Travel Group подробно расписано, кто должен возвращать средства в различных обстоятельствах. Так, если туристы купили турпакет, они могут обратиться за возмещением оплаты за проживание и допуслуги к своей страховой компании, если купленная страховка покрывает риск банкротства туроператора. 

Клиентам также предлагается требовать компенсации от правительства Балеарских островов как испанского регулятора. Но британское издание The Independent отмечает, что неизвестно, захочет ли правительство платить по обязательствам Low Cost Travel Group.


И наконец, возврата можно требовать от банка, выпустившего карту, с которой был оплачен тур. Банки предоставляют услугу chargeback независимо от типа карты, которой тур был оплачен. The Independent считает, что наиболее высокие шансы у клиентов получить деньги назад как раз через банк.

Чем это обернулось бы в России

По словам гендиректора Clickvoyage Игоря Козлова, истории с подобными банкротствами в Европе не редкость, так как турпоток за рубеж там на порядок выше, чем в России, и выше объёмы туристических компаний. Есть защитные механизмы, но полностью обезопасить туристов невозможно. Козлов считает, что на полный возврат денег надежды мало, так как объём выплат слишком велик. По его мнению, на российском рынке возможно повторение британского сценария. Основная проблема в том, что онлайн-тревел-агентства, ведущие бизнес в России, зачастую зарегистрированы в третьих странах, и бронирования и оплаты идут, минуя российскую юрисдикцию. Следовательно, наши туристы в случае чего будут метаться так же, как сейчас британские.

Поправки в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», вступающие в силу с 1 января, никак эту потенциальную проблему не учитывают. Гайки закручивают по отношению к туроператорам, условием деятельности которых уже давно является членство в реестре и наличие финансовых гарантий. С нового года туроператоров обяжут ещё и делать отчисления в два фонда ответственности вместо одного. Получается, что одни участники рынка должны действовать по регламенту, а другие (онлайн-агентства) – этому регламенту не подлежат. Они даже не идентифицированы в российской правовой системе. Для нашего государства есть только туроператоры и турагенты, потому что определение их деятельности зафиксировано в законе. Деятельность иностранных сайтов по продаже билетов, отелей, комбинаций никак не регламентируется.

«Если такие онлайн-турагентства зарегистрированы за рубежом, они вне российской юрисдикции. Но среди них есть и такие, которые входят в отечественный реестр, – их туристы получат компенсации в случае форс-мажора. В любом случае, для этих игроков нужно выравнивать их ответственность, делать одинаковыми условия работы, допуск на рынок. Даже если они зарегистрированы за рубежом, но продают туры нашим туристам, они должны входить в реестр», – считает Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ.

Другого мнения придерживается Леонид Пустов, сооснователь сообщества Travel Startups на Facebook.

«С точки зрения туроператора это неравенство выглядит несправедливо, но отчасти потребителя защищают платёжные системы Visa и MasterCard – клиент может получить деньги назад по процедуре опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика) – chargeback. В России был случай с онлайн-агентством Eviterra, разорившимся в 2014 году. Многим удалось вернуть средства по этой процедуре, а затраты компенсировал банк, принимавший онлайн-платежи. Оставшейся части клиентов выписал новые билеты сам агент «Авиа Центр», субагентом которого являлась компания Eviterra», – напоминает Пустов.

На «Авиа Центр» как раз и рассчитывает сервис по продаже билетов «Авиакасса.ру», зарегистрированный в Лондоне. Оплату за билеты «Авиакасса» сразу переводит в авиакомпанию. «Если у нас и бывают сбои, что случается редко, мы возмещаем клиенту деньги за свой счёт», – говорит Оксана Минина, директор по маркетингу «Авиакасса.ру». «Что касается британцев, они могли бы нанять хорошего адвоката и подать коллективный иск правительству Испании. В России проблемы тоже решаются аналогично». 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.