«Без мерзких доплат и турагентов»
Трэвeл-сooбщeствo вoзмущeнo oскoрбитeльнoй рeклaмoй в соцсетях. Как привлечь её авторов к ответу?
Вынесенная в заголовок фраза – цитата из рекламного баннера одной из турфирм, замеченного на множестве страниц в соцсетях 20 июня. Публикация была удалена из интернет-пространства на следующий день, но беспардонный выпад в адрес турагентств не остался не замеченным туристическим сообществом – тема обсуждается в группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке. Реально ли привлечь к ответственности авторов рекламы, унижающей прочих участников рынка?
С кого спрос?
Баннер, призывающий не бронировать путевки у «мерзких» турагентов, а подписаться вместо этого на «новый туристический проект», был размещен от имени компании Vandrouki, скромно именующей себя «легендарной».
«Реклама шла по сотням туристических групп ВКонтакте, отмечает в комментарии на «Трэвел Президиум» Артём Мишкарев. А инициатор обсуждения темы, Андрей Фёдоров, приводит скриншоты скандальных объявлений из групп «Тонкости туризма» и «Типичный турист» сети ВКонтакте. «Почему площадка допускает подобные публикации?» – недоумевает он.
Что касается собственно сайта Vandrouki, на который приглашает реклама, то на нём нет даже контактных данных компании-владельца. Посетителей встречает интригующая бегущая строка: «Вся неправда о турах, или Почему нужно отправить турагента у метро в лес». Однако анонсированные под ней варианты отдыха адресуют с помощью активной ссылки как раз на сайт туристического посредника – onlinetours.ru, названного партнером. «Как это понимать?» – задается вопросом Антон Горальчук, еще один участник обсуждения темы в «Трэвел Президиум». Руководитель onlinetours.ru Константин Победкин подтвердил HotLine.travel факт сотрудничества своей фирмы с Vandrouki в части привлечения клиентов, однако открестился от влияния на рекламную политику партнера: «Это отдельная компания, которая самостоятельно определяет контент и формат коммуникации с подписчиками».
ФАС не рассудит
Как поясняет основатель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, разбор конфликтов, связанных с публикацией недостоверной рекламы, – компетенция Федеральной антимонопольной службы. Но в рассматриваемом случае речь идет о некорректном высказывании в адрес неопределенного круга лиц – «турагентов» вообще, а не каких-то конкретных участников рынка. Привлечь за это к административной ответственности невозможно.
Другой вопрос – насколько соответствует профессиональной этике размещение подобных баннеров администраторами туристических групп в соцсетях. PR-директор «Тонкостей туризма» Елена Кошка заверила HotLine.travel, что никакого умысла оскорбить турагентское сообщество у её компании не было: «Мы много лет на рынке и с уважением относимся к партнерам». Что же касается публикации, представитель «Тонкостей» сослалась на досадную ошибку – модераторы их группы ВКонтакте своевременно не заблокировали пост, который рекламодатель самостоятельно размещал через Биржу этой соцсети. А вот в «Типичном туристе» никакой некорректности в публикации рекламы vandrouki не усматривают. «Мы придерживаемся принципов открытости и отсутствия цензуры», пояснили администраторы группы в ответ на запрос HotLine.travel, добавив, что объявление прошло модерацию Биржи ВКонтакте, а значит, и претензий к его содержанию быть не должно.