«Бетховены? Нет, не слышала»
Мoжнo ли в Рoссии купить тур в криптoвaлютe?
В пoслeдниx числax нoября в Рoссии сoстoялся пeрвый бaнкoвский плaтeж с испoльзoвaниeм технологии блокчейн. О ее быстром развитии можно также судить по сайтам для поиска работы, которые забиты вакансиями специалистов по блокчейну, и интернет-барахолкам, продающим б/у фермы по добыче криптовалют. На фоне ажиотажа вокруг новых денег редакция HL решила выяснить, готовы ли турагенты следовать тренду. Корреспондент HotLine.travel в роли тайного покупателя обзвонил с десяток турагентств, выбранных случайным образом, и попытался купить тур за биткоины.
Почем биткоин для народа?
Оказалось, что турагенты в большинстве своем пока не слишком разбираются в криптовалюте и уж тем более не собираются принимать ее к оплате. Вот в каком ключе проходили мои обсуждения:
– «Меридиан Тур», Людмила, здравствуйте!
– Здравствуйте! Вы принимаете к оплате биткоины?
– Что-что? Бетховены?
– Нет, бит-коины.
– ????!!!!!! (пауза)
– Знаете, что это такое?
– Нет, не знаю.
– Это криптовалюта такая, сейчас очень популярная.
– А… Нет, не принимаем… пока.
В некоторых агентствах тайного покупателя переспрашивали, на каком языке он ругается, и извинялись, что не могут продать тур за «вот это вот, что вы там назвали». Некоторые, правда, пытались помочь и обещали найти тех, кто сможет это сделать. Например, Ольга из агентства Coral Travel «Амбитур» попробовала отыскать таких среди коллег. После чего перезвонила и извинилась – никто из ее партнеров биткоины не принимает, но зато готовы рассмотреть любую другую форму расчетов – «даже прислать ссылку для оплаты на почту».
Но нет, нас интересовал именно биткоин! На сегодня это наша религия! Звоним дальше. И снова на том конце провода биткоин обозвали «бетховеном»:
– Бетховены к оплате? (хихиканье в трубке) Нет, не принимаем. Вик, ты принимаешь бетховены? Нет? И я нет. Нет, извините, мы принимаем только рубли, – ответили мне в московском турагентстве «На отдых». Что ж, спасибо за честность.
– Нет, не принимаем. У меня нет информации, почему. Не принимаем и всё», – резковато ответил мне первый мужской голос менеджера по имени Максим в агентстве «1001 тур».
Некоторые турагенты, правда, заинтересовались тематикой и даже спросили, как это сделать, – так, для себя, на будущее.
В регионах ситуация аналогичная. Например, менеджер агентства «Лагуна-тур» из Саратова о биткоинах впервые слышала: «Кого принимаем? Бит… ковинты? А что это? Хриптовалюта? Подождите, я вас на бухгалтерию переведу, там спросите. Я вообще не понимаю, о чем вы говорите!» В бухгалтерии, надо признать, знали, что такое биткоины, но тоже посмеялись над моим вопросом и сказали, что вряд ли будут принимать их в обозримом будущем.
«Ну уж в MICE-индустрии-то биткоины должны принимать?» – подумал я, набирая номер компании Enjoy. Mice and Travel Company. Менеджер компании Юлия оказалась первой, кто не удивился, услышав малопонятное слово. «Скорее всего, нет, но подождите минуточку, сейчас уточню», – вежливо ответила оператор и после минутного ожидания перевела меня на директора по развитию бизнеса по имени Гульдин.
«Вы хотите произвести оплату биткоинами? Да, это возможно. Вы уже что-то выбрали?» – осчастливила меня специалист. Я ответил, что представляю клиента, который хочет оплатить покупку в криптовалюте, и мне нужны будут отчетные документы. «Это будет просто перевод денег с вашего счета на наш. Но этот перевод мы зафиксируем», – заверила представитель компании.
Итак, результат очевиден – всего одно турагентство из 10 в нашей выборке согласилось принять это страшно звучащее для большинства слово к оплате тура.
Проблема в законности
Однако нельзя сказать, что об этой валюте в России мало кто знает. Несмотря на то что государство всё еще настороженно относится к новому тренду, всё больше компаний принимают биткоины. Причем некоторые уже давно: например, юридическая фирма Legal Prime GS Consulting – онлайн-сервис вызова водителей Wheely – делает это с 2014 года.
Новая валюта успешно приживается в заведениях общепита («Пивотека 465», IT-бар «Ключ», ресторан Valenok в Москве), а ресторан LavkaLavka и сеть фастфудов Burger King даже выпустили собственные криптовалюты – биокоин и вопперкоин. Что примечательно, биткоин уже начал свое победное шествие по регионам – в Ростове-на-Дону кошельком криптовалюты обзавелся ресторан «Ростов-папа». Полный список таких заведений можно посмотреть на специальной карте.
Более активному распространению криптовалют мешает их правовой статус – они пока никак не регулируются российским законодательством. По словам юристов, сам биткоин, хоть и является имуществом, но налогообложению пока не поддается. Однако если его обменять на национальную или иностранную валюту и перевести на счет компании (или физлица), то с этой суммы придется заплатить подоходный налог. По мнению ФНС, запрета на проведение операций с использованием криптовалюты в России нет, однако «предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют на рубли и иностранную валюту может рассматриваться в качестве деятельности по отмыванию денег и финансированию терроризма». На этом основании прокуратура проводит проверки компаний, которые принимают биткоины.
Как пишет РБК, ресторан LavkaLavka снял вопросы прокуратуры следующим образом: «Сумму, эквивалентную полученным в криптовалюте деньгам, компания берет из «своего кармана», оплачивает покупку за покупателя, пробивает чек и заносит траты в маркетинговые расходы». Примерно так же может поступать и рядовое турагентство.
Стоит отметить, что правовой вакуум в отношении криптовалют, возможно, скоро исчезнет – Президент РФ Владимир Путин в октябре дал поручения ЦБ и Правительству России до 1 июля 2018 года определить статус криптовалют в правовом поле РФ. Разработан и первый законопроект, который предусматривает создание «крипторубля». Правда, пока речь идет всего лишь о предложениях от экспертного сообщества, поступивших в один из комитетов Госдумы. Неизвестно, будет ли дан ход этому документу.
Как считают специалисты по форсайту (прогнозирование будущего. – Ред.), для того, чтобы стать успешным, любому бизнесу, в том числе туристическому, нужно соответствовать не только запросам клиента сегодня, но и предвосхищать его ожидания будущего. Продажа туров за биткоины – это как раз пример такого поведения, помимо всего прочего обеспечивающий компаниям эффективный пиар.