Арктика: есть ли туризм за Полярным кругом
Кaк рaзвивaть туризм нa тeрритoрии, кoтoрaя aссoциируeтся с xoлoдoм, льдoм и вeчнoй зимой
Арктика никогда не была территорией массового туризма. Выбрать вместо привычного теплого пляжа поездку на Север способен далеко не каждый, да и цены на такие туры существенно выше. Корреспондент HotLine.travel побывал на специализированной конференции и оценил перспективы развития направления вместе с экспертами.
Зачем китайцам сияние
Считается, что в области арктического туризма лидируют Норвегия, Исландия, Дания и Россия. Правда, на деле наша страна в роли отстающего. На конференции «Арктика-2018: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов», которая прошла недавно в Москве, эксперты назвали одну из причин: европейцы предлагают более выгодные условия поездки. Если арктический круиз в Норвегии или Исландии обойдется в среднем 5 939 $ (336 500 руб.), то в России такой же тур будет стоить 11 000 $ (623 000 руб.). Во многом это связано с большим количеством водного транспорта в европейских странах – чем больше ледокольных кораблей задействовано в туристических поездках, тем ниже получается цена.
Кроме высоких цен, туристов отпугивает и отсутствие качественной туристской инфраструктуры на нашем Севере – путешественники должны быть готовы к суровым условиям и бытовым неудобствам. Для иностранцев также возникают дополнительные сложности – на Северном полюсе довольно слабо развита авиационная сеть, многие аэродромы относятся к военным и являются режимными объектами, так что доступ зарубежным гостям может быть закрыт. Сложность передвижения возникает не только в воздухе, но и на земле – по некоторым дорогам можно проехать лишь в определенный сезон, так что в непогоду часть населенных пунктов отрезана. Судя по информации, прозвучавшей на конференции, инфраструктурную проблему собираются постепенно решать. Перспективные территории будут объединять в кластеры с льготными условиями для инвесторов. И, возможно, когда-то и у нас появится что-то похожее на финский приполярный курорт Рованиеми, объединяющий 120 компаний-туроператоров, сервисные предприятия, отели с аквапарками и ресторанами.
Здесь так и хочется процитировать известную песню «И на Марсе будут яблони цвести». А пока отдых на Крайнем Севере больше похож на испытание, чем на удовольствие. И потому привлекает только очень специфическую аудиторию: романтиков и экстремалов, для которых сервис не особо важен. У этой публики свои критерии. Искушённые и богатые путешественники ценят, например, то, что только у нас можно отправиться на Северный полюс через легендарный архипелаг Земля Франца-Иосифа на самом мощном в мире атомном ледоколе «50 лет Победы». Несмотря на то что двухнедельное путешествие стоит около 870 тыс. руб., желающих хватает. На этом ледоколе путешествуют гости из Китая, стран Ближнего Востока, США, Японии и Кореи. Кстати, далеко не все китайцы едут ради покорения Северного полюса. В последние годы появилась легенда, что зачатый во время северного сияния ребенок обязательно будет очень красивым. Возможно, именно поэтому большинство туристов из Поднебесной выбирает для поездки за Полярный круг зимнее время года.
Стереотипы – на слом
По словам экспертов, из арктических регионов на рынке внутреннего туризма более-менее представлена только Мурманская область. Она ближе всего к крупным городам Центральной России и имеет хорошее транспортное сообщение – добраться в Мурманск можно не только самолетом, как до Чукотки, но и поездом, и автомобилем. Лучше развита и инфраструктура. Туризм в этом регионе начали развивать еще во времена СССР. На Кольском полуострове находится самый северный горнолыжный курорт России – Хибины. И, естественно, что многие туристы пользуются возможностью совместить катание с осмотром достопримечательностей региона.
По словам коммерческого директора компании АЛЕАН Оксаны Булах, кроме лыж и сноуборда в Хибинах востребованы экскурсионные туры в Мурманск, Снежную деревню в Кировске и Саамскую деревню, которая знакомит с бытом и традициями коренных жителей этого региона. Запрашивают также подводную рыбалку, купание в Ледовитом океане, катание на санях и собачьих упряжках.
Естественно, что в силу дороговизны пока это в основном индивидуальные туры. По словам экспертов туроператорских компаний, желающие получить хоть какое-то начальное представление об Арктике должны быть готовы потратить не менее 50 тыс. руб. на человека. Это цена пятидневного тура, включающего проживание, питание и экскурсионную программу при наборе группы от четырех человек. К этой сумме надо еще добавить расходы на перелет или железнодорожный билет.
Эксперты уверены, что в обозримом будущем туризм в Арктике может стать более массовым, в том числе за счет расширения предложений пакетных туров со стороны крупных туроператоров. Известно, например, что к этому региону присматривается TUI. «Мы подписали соглашение с правительством Мурманской области в 2016 году в рамках V Мурманской международной деловой недели, есть перспективы в будущем запустить горнолыжные туры в Кировске. Мурманск и Республика Коми – это регионы присутствия нашего основного инвестора, компании «Северсталь», поэтому развитие отношений с этими регионами важно для нас», – делится руководитель отдела PR и рекламы туроператора TUI Татьяна Круглова. В прошлом году компания предлагала круизы на ледоколах, но такие туры имели довольно высокую стоимость и были рассчитаны на очень узкую VIP-аудиторию. Дорогая цена туров и отсутствие качественной инфраструктуры пока во многом останавливают развитие туризма в Арктике и не дают ему стать массовым.
Возможно, проблема еще и в отсутствии информации. Обычные люди понятия не имеют, зачем им ехать в Арктику. Всё это огромное пространство у обывателя ассоциируется только с холодом, голодом и длинной полярной зимой. Без слома стереотипов не обойтись, и это вряд ли задача туроператоров. «Нужно брендировать территорию. У того или иного региона должна быть ярко выражена и прописана главная идея, раскрывающая для туриста смысл поездки», – считает ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ Инна Каракчиева.