Футбол много дал Сочи, но Абхазия на нем потеряла
Футбoл мнoгo дaл Сoчи, нo Aбxaзия нa нeм потеряла
Прошлый сезон по Абхазии выдался сложным, направление продавалось со снижением в среднем 30% по сравнению с показателями 2016 года. Но и это лето простым не назовешь. Среди определяющих спрос факторов операторы назвали завышение цен отелями, устаревшую инфраструктуру и конкуренцию с футбольным Сочи. Свою роль играет и падение платежеспособности населения.
«Абхазию традиционно относят к лоукост-направлениям, с ценами ниже, чем в Краснодарском крае и Крыму. Ее всегда выбирали бюджетные клиенты, но именно эта часть публики, возможно, вообще воздержалась от поездок в этом году», – полагает генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Он оценил падение объемов за семь месяцев этого года в 9% и полагает, что расклад уже не изменится – около 80% туров по сезону продано.
Снижение абхазских объемов на 15% наблюдают в компании «Роза ветров». К перечисленным выше факторам заместитель генерального директора Ирина Глазкова добавила подорожавшую перевозку, так как лететь приходится в Адлер. «Абхазия перестала быть дешевой, хотя доступная ценовая политика всегда была «фишкой» направления. Мы пытались отрезвить местных отельеров, напоминали, что у нас в Сочи после Зимней олимпиады стало значительно интереснее, и люди скорее поедут туда», – отметила она.
Сейчас, по словам собеседницы, хорошо продаются только объединение пансионатов курорта «Пицунда» и «Самшитовая роща», остальные объекты слабо востребованы. «На днях беседовали с абхазами, они тоже недовольны сезоном. Особенно проблемы заметны в частном секторе», – уточнила г-жа Глазкова.
На проблемы частного сектора указал также заместитель генерального директора компании «Алеан» Дмитрий Попов: «В начале сезона Абхазия продавалась неплохо, но брали, в основном, известные отели с закрытой территорией. Частный же сектор до середины июля фактически простаивал. В конце июня, когда владельцы небольших частных гостиниц, наконец, поняли, что дело не в чемпионате по футболу, а в завышенной стоимости, они снизили расценки в два раза. Думаю, август теперь загрузится неплохо. В целом направление продается в объемах прошлого года».
По словам исполнительного директора НТК «Интурист» Сергея Толчина, выиграли объекты, которые изначально вошли в сезон без завышенных ожиданий, сразу выставив на лето правильные цены – без роста к ценнику-2017. «Как правило, это были уже раскрученные гостиницы, а вот новострой с претензией на уровень 5* и высокими ценами не продавался. И даже снижением цен уже ничего не поправишь, сезон фактически закрыт», – подчеркнул он.
Летние месяцы на старте продаж бронировали с серьезным отставанием по отношению к прошлому году, в апреле было много спецпредложений, но сейчас ситуация выравнивается. Сергей Толчин уверен, что по итогам сезона Абхазия может выйти в плюс, возможно около 5-7% прироста. «Много продаж было в режиме last minute, с другой стороны, никто не понимал, какими будут пограничный режим и работа аэропорта в период футбольного первенства», – уточнил эксперт.
Сергей Ромашкин также заметил, что в мае много говорилось об ограничении въезда-выезда через границу с Абхазией в связи с мерами безопасности в период сочинских матчей. Возможно, этот информационный фон сказался на спросе. «Футбол много дал Сочи, но Абхазия на этом только потеряла. Россияне, конечно, выбирали Сочи, где были матчи, иностранцы, болельщики, фан-зоны и вообще весело практически пол-лета. Адлер получил больше телевизионного пиара, которого так не хватает Абхазии. Ведь сейчас недостаточно быть просто хорошим направлением, надо быть лучше соседей и суметь объяснять это туристам», – отметил г-н Ромашкин.
По мнению Ирины Глазковой, Абхазия проигрывает соседним курортам и по инфраструктуре. «Все старое, как и много лет назад, развития не видно. Какие-то новые гостиницы, конечно, строят, но обслуживание оставляет желать лучшего. Абхазам кажется, что главное – это красивая природа, поэтому развивать инфраструктуру необязательно. Думаю, общее падение по сезону будет больше 15%», – пояснила она. Согласен с коллегой и Дмитрий Попов. Он уверен, что, если бы абхазские власти занимались развитием туризма, привели в порядок тот же частный сектор и организовали грамотное продвижение региона – о снижении объемов не было бы и речи.
На прошлой неделе в СМИ появилась информация, что на границе с Абхазией автобусы, в том числе с туристами, простаивают от одного до трех часов. Для решения проблемы власти страны даже собирали совещание во главе с президентом республики Раулем Хаджимбой. Однако туроператоры, по их словам, с подобными проблемами не сталкивались. Как предположил Сергей Ромашкин, возможно, происходящее – отголоски повышенных охранных мер на период футбольного чемпионата. С проблемой при переходе контрольно-пропускного пункта, скорее всего, сталкиваются автобусы городских экскурсионных бюро Адлера.
«Каждое утро в сезон к озеру Рица или в Новый Афон отправляются 10-20 сборных групп. Это однодневные экскурсии, на которые едут, как правило, отдыхающие «дикарем» туристы. Насколько я знаю, руководитель группы обычно подавал список туристов и пачку паспортов, проверка шла оптом, никого не задерживали», – заверил г-н Ромашкин. Он уточнил, что туристы «Дельфина», которым оператор организует трансфер из аэропорта, приезжают на курорты вовремя, иначе о заминках на границе стало бы уже известно.