?> 400 тысяч за задержку рейса в России – это реально? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Авиаперевозки > 400 тысяч за задержку рейса в России – это реально?

400 тысяч за задержку рейса в России – это реально?

Экспeрты oбъяснили, кaкoй прoк туристaм oт Мoнрeaльскoй конвенции

С 21 августа Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию. Этот международный договор предусматривает, в частности, увеличение размеров выплат за задержки рейсов – до 391 тыс. руб. и потерю багажа – до 94 тыс. руб. Но юристы отмечают, что получить эти деньги будет не так-то просто. Да и суммы, скорее всего, не будут такими высокими.


Вам по Кодексу или Конвенции?

На данный момент Воздушный кодекс РФ (ВК) приведен в соответствие с Варшавской конвенцией, но с 1999 года появилась еще и Монреальская конвенция (см. полный текст на сайте ICAO), которая частично замещает и дополняет предыдущую. «Улучшенную версию» уже поддержало более 120 стран.  

Согласно статье 120 российского ВК компенсация авиапассажирам рассчитывается исходя из 25 % МРОТ за каждый час задержки, но не более 50 % стоимости билета. Если перевозчик докажет, что «просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика», выплату получить не удастся.

Согласно Монреальской конвенции верхнее пороговое значение возмещений привязано не к стоимости билета, а к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, йены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно. Теоретически в случае задержки рейса пассажир может получить до 4 694 СПЗ (391 тыс. руб. по курсу), но эксперты считают, что обольщаться не стоит.

Попробуй, докажи

Во-первых, конвенция распространяется только на международные перевозки в страны, ее ратифицировавшие. Это означает, что компенсации за задержки рейсов на внутрироссийских направлениях будут тарифицироваться, как и раньше. Во-вторых, пассажирам придется документально обосновывать свои потери. «В Монреальской конвенции речь идет не о штрафе за задержку (как у нас в Воздушном кодексе), а о компенсации за причиненный вред. А это совершенно разные вещи. Вред в результате задержки рейса должен быть доказан – например, если пассажир опоздал на стыковку и у него «сгорел» другой билет, или не попал на оплаченное мероприятие, или из-за задержки не успел на круиз и потерял деньги. Или в процессе ожидания у него случился сердечный приступ», – объяснил руководитель «Персона Грата» Георгий Мохов.

Даже если финансовые претензии удастся обосновать, у авиакомпании всё равно есть возможность снять с себя ответственность. Дело в том, что статья 19 конвенции гласит: «Перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры». Эта формулировка оставляет авиакомпаниям пространство для маневра – конечно, они будут настаивать, что сделали всё возможное и невозможное для минимизации неудобств пассажиров.

Туристы мимо кассы

Все эти нюансы делают Монреальскую конвенцию практически бесполезной для пассажиров чартерных рейсов, делает вывод эксперт. Задержки рейсов в два-три часа, а то и больше – обычное дело. При этом реального измеримого ущерба для туристов зачастую нет – люди просто сидят и ждут самолет. Конечно, возникают какие-то траты в аэропорту, но не каждый будет судиться из-за пары тысяч рублей, потраченных в баре.

По словам Георгия Мохова, у пассажира есть право предъявить претензии авиакомпании и взыскать ущерб и без всякой конвенции, ориентируясь на Гражданский кодекс. Его плюс в том, что верхний предел компенсаций не обозначен, минус тот же – ущерб надо доказать, подтвердить документально.

Чем будут руководствоваться российские суды при рассмотрении спорных ситуаций – Воздушным кодексом, Гражданским кодексом, Монреальской конвенцией или всем понемногу, – пока непонятно. Юристы призывают дождаться реальной практики: международные нормы имеют приоритет над национальными, но в наших судах применяются плохо.

По словам Мохова, мировой опыт показывает, что «баснословных» компенсаций за задержку рейса не выплачивают: это иллюзия. «Страны самостоятельно принимают регламенты и формируют судебную практику, которые по факту уменьшают максимальные суммы выплат», – подтверждает его мнение директор по Восточной Европе AirHelp Геннадий Лонский. Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин даже называет примерный диапазон реальных компенсаций за рубежом – от 200 до 600 €.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.