?> Владивосток вместо Сочи и Турции? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Обзоры и аналитика > Владивосток вместо Сочи и Турции?

Владивосток вместо Сочи и Турции?

Чтoбы привлeчь рoссиян нa Дaльний Вoстoк, нaдo eгo брeндирoвaть

Зимa близится к кoнцу, и жители Центральной России уже начинают задумываться, где провести летние отпуска – в Турции, Сочи или где-то еще. Тем временем на другом конце страны, во Владивостоке, строят планы развития массового отдыха для россиян. Колумнист HotLine.travel и экс-турагент Сергей Чумичёв, переехавший во Владивосток из Сочи, рассуждает о том, почему никто не едет отдыхать из Москвы в Приморье сейчас и что надо сделать, чтобы турпоездки из Центральной России на Дальний Восток стали нормой.

Начну с краткого экскурса в предмет (для малознакомых с ним читателей с запада России).

Друзья часто меня спрашивают: «Ну и как там, во Владивостоке?» (а я прожил здесь более трёх лет), и я отвечаю: «Бро… бросай всё и приезжай! Ты не сможешь понять (принять, простить – выбери по усмотрению) собственную страну, если не увидишь Приморья. Да и себе не простишь!» А Камчатка, например? Довелось мне и на Камчатке побывать несколько раз, с полным, что называется, погружением. Там просто «крышу рвёт» от всей этой природы инопланетной.

Думаю, и про другие субъекты, входящие в ДВФО, можно отозваться схожим образом. Здесь – колоссальный потенциал для развития туризма, причём совершенно в разных его сегментах: начиная от экотуризма, культурно-познавательного туризма, агропромышленного туризма и заканчивая – вы не поверите – пляжным отдыхом. Да-да, мне тут в Москве как-то говорили вполне образованные люди: «Владивосток же на Севере!» Но ведь на самом-то деле это географическая широта Сочи, и тут потрясающие песчаные пляжи (которых в Сочи нет!). 

Пляжный отдых во Владивостоке

А Японское море (насыщенного – по-айвазовски – цвета) прогревается не хуже океана на всяких Гоа. Есть свои нюансы, конечно, но тем не менее.

Якутия и Хабаровск, например, каждое лето приезжают на юг Приморья понежиться на морском берегу, зачастую – на собственном автотранспорте. А вот турпоток из других регионов России ничтожно мал.

Картина маслом: из Владивостока в туры по Золотому кольцу или в Питер туристы отправляются гораздо охотнее, чем из Европейской части России – на Дальний Восток. Это, помимо прочего, опровергает известный миф, что люди не хотят ехать на Дальний Восток, потому что «очень далеко, дорого и некомфортно». В обратном-то направлении путешествуют и не жалуются! Дело, скорее, в том, что турист сюда плохо едет, потому что не знает, зачем ему это надо.


Другими словами, на Дальнем Востоке пока не сложилось своего мощного туристического бренда в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, городов Золотого кольца, курортов Краснодарского края и Крыма. Постепенно это начал понимать и сам Дальний Восток: именно туризм может и должен стать драйвером развития региона в целом, как это произошло, к примеру, в том же Сочи. К слову, если в Сочи вовсю эксплуатируется наследие Олимпиады, то в Приморье многое было сделано в инфраструктурном плане к саммиту АТЭС 2012 года, только использовать эти улучшения на полную ещё не научились.

Вопрос о развитии туризма в Приморье и формировании понятного жителям всей страны туристического бренда стал ключевым пунктом местной повестки дня совсем недавно, со вступлением в должность нового мэра города Виталия Веркеенко, который сразу вывел туризм в сферу своего прямого подчинения. Во Владивостоке, Приморье, да и на всём Дальнем Востоке – куча проблем, и все о них знают. Но их не решить, если не будет поставлено внятной сверхзадачи. Одной благой цели – «чтоб мы все жили хорошо» – недостаточно. Она не мотивирует. А сверхзадача «развить туризм» – мотивирует. Её легко объяснить людям: посмотрите, в Сочи давно поняли, что туризм – это хорошо, и всё население долгие годы «стрижёт капусту». Так что, дорогой товарищ, или включайся в процесс всеобщих преобразований, или так и будешь до конца жизни ездить на своём ржавом японском утопленнике «между выбоин и ям» и груд мусора да поругивать власть, которая «ничего не делает».

Так что же нужно для территориального брендинга помимо решения самоочевидных проблем с благоустройством, транспортом, информационным обеспечением и т. д.?

Во-первых, сформулировать саму концепцию бренда и, конечно, продвигать её по всем возможным каналам – Интернет, выставки и пр. Например, если говорить о бренде Владивостока, то отправной точкой могло бы стать его восприятие туристами из соседних стран АТР – Китая, Кореи и Японии (вот их как раз таки немало). Они приезжают сюда, чтобы посмотреть ближайший к ним европейский (!) город Азии. Что такое Владивосток? Это Европа на Тихом океане. Это «точка входа» в Приморский край. Наконец, это город на границе суши и воды, динамичный, энергичный и устремлённый в будущее. Центр международного сотрудничества России и стран АТР, место «наведения мостов любви и дружбы». Мосты, как известно, прилагаются.


Кроме того, необходимо договариваться с малым и средним бизнесом, вовлекать его в игру. В этом отношении наиболее гибким оказался ресторанный бизнес – 12 ресторанов Владивостока поддержали идею создания бренда «Дальневосточная кухня» под девизом «Чистая энергия даров моря и тайги». Что ж, это хороший задел для развития в регионе гастрономического туризма, и первые шаги уже сделаны: дан старт двум ежегодным фестивалям с гурме-подоплёкой.

Наконец, главные вопросы: «Кто всем этим будет заниматься?» и «Где деньги, Зин?» Во Владивостоке на них, кажется, нашли ответы. Год назад здесь была создана некоммерческая организация «Тихоокеанский туристический союз» (ТТС), участником которой может стать любая структура, имеющая отношение к туризму и гостеприимству. По-видимому, именно на ТТС и возложена миссия координировать процесс развития туризма в регионе. А черпать средства предполагается из членских и целевых взносов участников, а также за счёт оказания маркетинговых услуг не входящим в ТТС игрокам.

К настоящему моменту ТТС разработал «рыбу» долгосрочной программы маркетинга Владивостока «Видение-2025», и после того как она будет доведена до ума с привлечением экспертов и утверждена городской Думой, её презентуют на майском Тихоокеанском туристическом форуме. Так что, возможно, через семь лет мы увидим совсем другой Владивосток – мекку внутреннего и въездного туризма России. Кстати, если вы не в курсе, – Владивосток к Москве значительно ближе, чем Пхукет (правда, Мекка ещё ближе, но это уже другая история).

Вообще, в перспективных планах у ТТС – создание и развитие туристического бренда «Тихоокеанская Россия» (ни больше ни меньше!) и выход с ним не только на внутренний, но и на международный рынок.


Что я могу сказать в заключение? Эти сдвиги мне, определённо, нравятся, и хочется надеяться, что все эти амбициозные инициативы не увязнут, как обычно, в бюрократии и болоте гражданского пофигизма, а принесут реальные, ощутимые плоды.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.