?> Исключённые юрлица «Анекс Тур», «Пегас Туристик», «Корал Тревел» и «Санмар» возвращены в реестр туроператоров. Что дальше? | Новости из мира туризма.
Вы просматриваете Главная > Конфликты в туризме > Исключённые юрлица «Анекс Тур», «Пегас Туристик», «Корал Тревел» и «Санмар» возвращены в реестр туроператоров. Что дальше?

Исключённые юрлица «Анекс Тур», «Пегас Туристик», «Корал Тревел» и «Санмар» возвращены в реестр туроператоров. Что дальше?

Исключённыe юрлицa «Aнeкс Тур», «Пeгaс Туристик», «Кoрaл Трeвeл» и «Сaнмaр» вoзврaщeны в рeeстр турoпeрaтoрoв. Чтo дaльшe?

15 марта Ростуризм опубликовал приказ, в соответствии с которым в реестр вновь внесена информация о туроператорах, которые были исключены из него 30 декабря в рамках антитурецких санкций. Означает ли это, что угроза административной зачистки и перераспределения туристических потоков на рынке миновала?



Доказавшие отсутствие

У Ростуризма больше нет претензий к компаниям, которых на рынке по привычке называют «большими турками». Список из 13 юрлиц   «Анекс Тура»,   «Корала»,   «Санмара»   и   «Пегаса», восстановленных в реестре туроператоров, опубликован 15 марта в приказе, подписанном главой Федерального агентства Олегом Сафоновым. Позднее на сайте появились дополнительные разъяснения.

«Федеральное агентство по туризму восстановило в Едином федеральном реестре туроператоров сведения о компаниях, доказавшие отсутствие турецких бенефициаров. Тщательная проверка, проведённая во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня отдельных видов работ, выполнение которых на территории России организациями, находящимися под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции, запрещено с 1 января 2016 года» с учётом данных Федеральной налоговой службы подтвердила, что эти компании не находятся под юрисдикцией Турции или под контролем граждан этого государства», – сообщается на сайте Ростуризма.

Представители указанных туроператоров 15 марта предпочли оставить действия регулятора без комментариев. Неофициально они сообщают, что в их офисах побывали проверяющие из Следственного комитета, Прокуратуры, Роспотребнадзора. Претензий не возникло, так как туроператорскую деятельность исключённые юрлица не вели, а все документы, подтверждающие отсутствие турецких бенефициаров, были переданы в Ростуризм ещё в первых рабочих числах января. Судя по выпискам из ЕГРЮЛ, тогда в некоторых компаниях сменились учредители. Например, в ООО «Корал Тревел» вместо турецкого холдинга OTI учредителями теперь числятся Татьяна Баженова, Елена Комарова и Вадим Михайлов. Изменения произошли также в ООО «Санмар Тур». В юрлицах «Анекса» и «Пегаса», напомним, прямая связь с Турцией вообще не прослеживалась. В учредителях у них – английские и нидерландские фирмы.

Можно только догадываться, какие конкретно признаки побудили отраслевые власти 30 декабря исключить из реестра и эти компании тоже. По словам юриста Георгия Мохова, налицо тот случай, когда нормативное сопровождение не успело за развитием событий. «Ростуризм не мог проигнорировать решения первых лиц государства и взял на себя определённую административную ответственность», – предположил Георгий Мохов.

Атака с воздуха

Новый приказ Ростуризма от 15 марта устраняет неопределённость, которая два с половиной месяца сохранялась вокруг крупнейших игроков туристического рынка. Турагентства, судя по комментариям к новости в группе Facebook TourDom.ru, восприняли новость с нескрываемым облегчением. А самим туроператорам теперь ничто не мешает переориентировать своих розничных партнёров на вернувшиеся в реестр компании. Так, например, решили поступить в «Пегасе», у которого самое большое количество реабилитированных юрлиц. В «Корал Тревел» и «Анекс Тур» сообщили, что схема сотрудничества пока меняться не будет.

Впрочем, вряд ли турбизнесу стоит расслабляться. С учётом сохраняющейся опалы на всё турецкое в отношении крупных туроператоров ещё возможна реализация новых неожиданных сценариев. Причём инициатором может выступить вовсе не государство, а другие заинтересованные силы.

Вот, к примеру, «Аэрофлот» второй год подряд фиксирует в своих отчётах убытки. Ранее основным раздражителем, отвлекающим колоссальные ресурсы, была авиакомпания «Трансаэро». С ней «Аэрофлот» конкурировал практически на всех своих международных маршрутах. Напряжение борьбы было так велико, что глава национального перевозчика Виталий Савельев открыто обвинял руководство «Трансаэро» в финансировании демпинга за счёт 9 млрд рублей государственных гарантий. После того как конкурент прекратил своё существование, для «Аэрофлота», казалось бы, наступило время зарабатывать. Именно к нему отошло более 50 маршрутов из актива «Трансаэро». Но не будем забывать, что в прошлом году турпотоки на этих направлениях просели на 40–50 %, и это падение, скорее всего, продолжится. Между тем «Аэрофлоту» надо загружать не только свой парк, но и мощности многочисленных дочерних предприятий, вошедших в объединённую авиакомпанию «Россия». Кроме того, есть ещё лоукостер «Победа», открывший полёты в Европу, а теперь ещё и получивший разрешение летать на Кипр. На сузившемся рынке группа «Аэрофлот» будет бороться за тех же туристов, что и туроператоры, обладающие собственными авиакомпаниями. Практически все они – это те самые, с турецкими корнями.

Сценарий прямого административного давления на туристические авиакомпании кажется маловероятным, ведь никаких поводов упрекнуть их в связи с турецким бизнесом нет. Это российские перевозчики, которые в последние годы развивались и укрепляли своё влияние. «Азур Эйр» и «Икар», например, в феврале получили от Росавиации допуск на Бангкок и теперь могут ставить из Москвы не только чартеры, но и еженедельные регулярные рейсы. Ранее этим же перевозчикам разрешили возить пассажиров на социально значимых маршрутах по России – из Москвы в Магадан и Благовещенск.

Однако нельзя исключать, что в условиях обострения конкуренции деятельность этих авиакомпаний будет особенно раздражать «Аэрофлот», который может воспользоваться своим влиянием во всех органах власти, и прежде всего в Росавиации. В отличие от турбизнеса регулирование в сфере авиации куда более жёсткое. Росавиация уполномочена мониторить состояние авиакомпаний и приостанавливать действие сертификата эксплуатанта в случае, если есть подозрения в надлежащем обеспечении безопасности перевозок. В том, что даже сомнения могут стать поводом для административного давления, сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить, что в конце февраля Росавиация порекомендовала «Когалымавиа» добровольно отказаться от сертификата, а министр транспорта Максим Соколов посоветовал или обновить парк, или уйти с рынка.

Что будет дальше

Ответить на этот вопрос очень сложно: внешних факторов, влияющих на ситуацию в турбизнесе, много, и, как мы видим, обстановка способна быстро меняться. Пока ясно только то, что в отсутствие возможности продавать туры на своём главном летнем направлении выездного туризма, Турции, туроператоры устремились в ниши, где присутствуют сколь-нибудь значимые турпотоки: на Кипр, в Грецию, Испанию, Россию.

Эта вынужденная экспансия, очевидно, приведёт к обострению конкуренции за внимание туристов. И, как следствие, эксперты дружно прогнозируют большой демпинг.

Предвестники были заметны уже в начале марта. Недельные турпакеты на Крит с вылетом в июне из Москвы и проживанием в апартаментах без питания продавались по цене от 40 тысяч рублей на двоих. Чуть дороже котировались Кипр и Испания – от 48 и 50 тысяч. С учётом курса евро это цена авиабилетов.

Последствия этой гонки за объёмами, вероятно, будут зависеть от сроков возобновления полётов в Египет. Оптимистичный для бизнеса сценарий – если туроператорам дадут возможность продавать туры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх к лету. В этом случае у крупных компаний вновь появится источник для пополнения оборотных средств. В этом случае снизится ценовой прессинг на других направлениях, у агентств появится недорогой и востребованный продукт на каждый день. Негативный сценарий, соответственно, подразумевает ситуацию, при которой открытие полётов в Египет затянется до осени или вообще будет отложено на неопределённый срок. При таких условиях массовый демпинг кажется неизбежным.

Длительная продажа туров ниже себестоимости осложнит выживание для средних туроператорских компаний, берущих на себя риски и играющих на той же поляне, что и тяжеловесы. Разочароваться в бизнесе могут и некоторые крупные игроки. Их риски всё равно остаются значительными, а построить в России большой красивый бизнес, каким он виделся раньше, в ближайшие годы явно будет проблематично.

Тем не менее статью хочется завершить на позитивной ноте: снятие санкций с крупных туроператоров приведёт к снижению градуса напряжённости в турбизнесе. И кто знает, какие ещё приятные сюрпризы нас ждут впереди…  

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.